Предметы, найденные в ходе раскопок на Охтинском мысу, сейчас хранятся в институте материальной культуры РАН. Подробности в материале Натальи Александровой.

Наталья Александрова, корреспондент: «У меня на ладони 2 кольца. Оба женские и с драгоценным камнем. Правда это, я купила в этом году, а другое пролежало в земле около трехсот лет. В отличие от моего, оно бесценно».

Найти драгоценности для археолога большая удача. Шансы минимальные. Эти нашли на месте шведской крепости Ниеншанц. Большинство украшений прекрасно сохранились и после реставрации выглядят совсем как новые.

Но для науки ценность представляют не ювелирные украшения, а предметы быта. Именно по ним и пишется история. Археологи исследовали несколько культурных слоев и докопались даже до эпохи неолита. Около шести тысяч лет назад люди пользовались этими горшками, курительными трубками и рыболовными снастями.

Монеты, украшения, кресты, ядра — сейчас они проходят очистку и реставрацию. Параллельно ученые составляют описи. Процесс долгий. Потом все экспонаты передадут в музеи.

Андрей Городилов, младший научный сотрудник ИИМК РАН: «Есть определенные сложности с этим процессом, потому что музеи без удовольствия принимают целиком коллекции. Потому что для них интересны какие-то редкие вещи, уникальные, а массовый материал — вот с этим у нас возникают проблемы».

После раскопок 2010 года в районе Красногвардейской площади осталось несколько десятков экспонатов. Им будут искать место в музеях города, а пока они ждут своего часа в коробках в археологической коллекции института материальных культур.