100-летие Георгия Товстоногова, императорский дворец в Ропше и Крым в составе России  –  итоги года подводит Павел Никифоров.

Юрий Зинчук, ведущий: «Павел Никифоров, кстати, пристально следил за репертуарной политикой БДТ на протяжении всего этого года. Но он при этом успевал еще с въедливостью профессионального антрополога отмечать те детали, которые при обычном взгляде вроде бы и незаметны, но которые очень сильно изменили наш город. А еще в перерывах между своими наблюдениями петербургского краеведа, он ездил в командировку в Крым, пытался спасти дворцы бывшей Российской Империи и находил следы трагических событий в истории Ленинграда. Итак Павел Никифоров. Изложение на тему: как я провел этот год».

Год действительно исторических достижений для Петербурга. СКА впервые в истории взял Кубок Гагарина, заставив взорваться в овациях весь город. А тот последний финальный матч в Петербурге я провел у борта. Это наши чемпионы, это наш кубок.

Это был год и 100-летия великого режиссера и гениального петербуржца Георгия Товстоногова.

Павел Никифоров, корреспондент: «Товстоногов был фаталистом. Он болел театром. Посадил сердце сигаретами и никак не мог перестать курить. Любил скорость и машины. Все три страсти сошлись здесь, на Суворовской площади. 23 мая 1989 года, проведя репетицию в театре и назначив дату премьеры, Георгий Саныч выехал на своем "Мерседесе" домой, закурил сигарету в мундштуке и остановился у памятника Суворову. Машина больше так и не тронулась с места».

Сергей Лосев, заслуженный артист России: «Наш самолет летел над Пакистаном и началась турбулентность. И все побледнели. И вдруг слух прошел, что Георгий Саныч сказал: "Вы не пугайтесь, потому что мне гадалка нагадала, что я умру в машине"».

Павел Никифоров, корреспондент: «Я думаю, это те самые деревья. Дороги почти нет. Видимо, по ней не ходили со дня авиакатастрофы. Иногда приходят родственники погибших. А еще говорят, если походить по этому полю и внимательно изучить его, то можно найти обломки самолета».

Энергетически самое мощное место, где мне как журналисту удалось побывать в этом году. 31 октября в небе над Синаем погиб петербургский рейс. Это страшное событие подтолкнуло нас составить список всех авиакатастроф связанных с Петербургом. Так мы и нашли этот мемориал, который уже 40 лет прячется за Пулковским шоссе. Ил-18 разбился в 1974-м. На борту было 109 человек. После взлета самолет провел 5 минут 55 секунд в воздухе и рухнул в этом поле у железнодорожных путей.

Павел Никифоров, корреспондент: «Нашли тот самый мемориал. Его ни на картах, ни в энциклопедии не найти. Здесь все и заросло. Петербуржцы забыли о его существовании. Надгробные плиты сломанные. Таблички. Черкашина Ирина Николаевна трагически погибла 27 апреля 1974 года, город Ленинград».

В этом году практически полностью был утерян императорский дворец в Ропше. Чтобы оставить в памяти петербуржцев хотя бы его остов, мы поднимали в воздух дрон. Разрушение царской усадьбы для меня как главное журналистское разочарование года: снова не отстояли, не спасли, в очередной раз только зафиксировали — реставрировать больше нечего.

Спустя год, как прошел референдум в Крыму, мы снова оказались на полуострове. Однозначно — командировка года. От ощущения скорой войны, что висело в воздухе весной 14-го и напоминаний не осталось. Год — это иногда очень много.

Павел Никифоров, корреспондент: «Примерно 35 километров до города-героя Севастополя. Вот где-то здесь и находился третий рубеж обороны. Первый был на границе с сухопутной Украиной, в районе перешейка. Второй – в Симферополе у административных зданий: у вокзала и аэропорта. А здесь третий — вокруг Севастополя было кольцо из блокпостов сил самообороны. На этой лужайке находился шатер и полевая кухня. А по всей дороге были разбросаны железо-бетонные кубы, перед которыми стояли ополченцы. Удивительно, как время какие-то места и события сохраняет, а какие-то вымарывает под чистую. Вот здесь от блокпоста и следа не осталось».

Павел Никифоров, корреспондент: «Ну а это самый невероятный кадр, который мы со съемочной группой сняли в этом году. Самый невероятный и самый фантасмагоричный, что ли. Эта картинка как главное подтверждение всех тех мощных изменений, что произошли с Петербургом за этот год. И этот мост разрезает небо не где-нибудь на окраине за КАДом, а недалеко от центра, на Канонерском острове».

В пяти минутах от Обводного канала. В двух от набережной реки Екатерингофки. До Фонтанки буквально рукой подать. В семи минутах от Балтийского вокзала. Даже за неделю до нового года, когда город загружен с острова до Невского проспекта от силы 20 минут ехать.

Павел Никифоров, корреспондент: «И вот это главное наше достижение. Всего 20 минут дороги от острова, где над жилыми домами тянется восьмиполосная скоростная трасса и вы на главной улице Европы. В этом году Петербург стал главным туристическим направлением Европы, а Невский проспект соответственно главной европейской улицей. Как у нас это сочетается, для меня до сих пор остается большой загадкой. Теперь решать её, вместе с вами, буду в 2016-м».