Юрий Зинчук, ведущий: «Бывают дни, в течение которых происходят события, во многом открывающие какие-то новые смыслы для понимания – а в каком мире мы живем? И, безусловно, вся эта неделя и в мире, и в России, и в Петербурге прошла под знаком трагедии в Бельгии. Потому что современный мир – это не набор различных летающих по не пересекаемым траекториям планет. Современный мир – это одна большая глобальная деревня. И когда мы думаем о терактах в Бельгии, мы подсознательно, но в первую очередь думаем не только о них, но и о нас. О России, о наших городах и о нашем Петербурге. Это не их трагедия. Это наша трагедия. Которую мы ощущаем очень близко. Буквально на расстоянии вытянутой руки.

Вот даже сегодня, когда все мировые агентства сообщили о том, что сирийские войска смогли освободить от террористов Пальмиру, мы – жители Петербурга – невольно вздрагивали, памятуя второе неофициальное название нашего города – Северная Пальмира. Кстати, и мы, и древняя Пальмира занесены в список ЮНЕСКО. И все мы помним, как взрывали террористы в Пальмире памятники. И вот что от нее осталось сейчас. А ведь, если бы не Петербург, то и вот этих уникальных экспонатов, которые сейчас хранятся в Эрмитаже, тоже уже бы не было. Это уникальная пальмирская коллекция Эрмитажа, которая включает несколько погребальных рельефов, фрагменты скульптур и мелкие бытовые предметы. Гордость коллекции – Пальмирский таможенный тариф. Вот она – большая плита с надписью на греческом и арамейском языках. По сути – это обычный ведомственный документ – только очень больших размеров. И не на бумаге, а в камне. В этом документе перечислены таможенные правила, размеры пошлин на различные товары, которые шли в Сирию в 3 – 1 веках до нашей эры. Уникальный экспонат, который сейчас может увидеть каждый посетитель Эрмитажа. Кстати, мы спрашивали уже Михаила Пиотровского о том, чему нас должна научить эта трагедия полностью стертой с лица земли сирийской Пальмиры?

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Когда мы поднимаем руку на памятники, когда мы уничтожаем их: Александру II в Кремле, Дзержинскому и другим – нужно помнить, что память – это самое главное, что у нас есть. Человек без памяти уже не человек. В Пальмире хотят лишить памяти. Это варварство. Это не просто безумцы, которые страшные дела творят. Они освоили технологии XXI века, это не Средневековье. Это чума XXI века.

Юрий Зинчук, ведущий: «И сегодня Михаил Пиотровский заявил, что и эту разрушенную Пальмиру можно будет восстановить при бережном и профессиональном отношении реставраторов. Примеры такие в мировой истории есть. Вот один из них. Это наш блистательный Петергоф. Вот таким он был после войны. Варварски разрушенный фашистами. А вот таким он стал после того, как наши ленинградские реставраторы совершили без преувеличения профессиональный подвиг. Полностью восстановив блеск, роскошь и великолепие Петергофа».