Как голосовали петербургские американцы. И как они оценивают, выбор, который сделала их страна. Репортаж Евгении Альтфельд.

Американец, уроженец штата Висконсин Нейт Джейкобс живет в высотке у метро Пионерская и обожает местную шаверму. Он пригласил нас в свою маленькую съемную квартиру, чтобы угостить американским национальным блюдом – хот-догом по-висконски.

Пиво, лук и масло. Пока сосиски варятся в необычном бульоне, мы обсуждаем заморскую политическую кухню. Нейт боялся победы агрессивной Хилари. Для него, рожденного в разгар холодной войны, угроза ядерной катастрофы войны была детским кошмаром. Он и в Россию-то поехал преодолеть свой страх. В итоге полюбил страну и остался преподавать английский.

Нейт поддерживал Герри Джонсона — еще одного кандидата на президентский пост. За взвешенную внутреннюю политику, хотя и понимал: нынешние выборы – это битва двух титанов. «Скалистого утеса», как переводится с английского фамилия Клинтон, и «Козыря», что означает Трамп.

Нейт Джейкобс, преподаватель английского языка: «Единственный плюс в Трампе, что он хочет полное восстановление отношений с Россией. Как сейчас – не очень, и мне кажется, что это очень опасно».

Тема перезагрузки отношений России и Америки угадывается даже в хот-доге, которым угощает Нейт.

Нейт Джейкобс: «Интернациональные блюда: немецкая сосиска, русская капуста и американская булочка. За дружбу народов!»

Дружба народов, которую не впервые проверяют на прочность, уходит корнями в конец 17 века, когда независимой Америки еще не существовало. В 1698 году царь Петр в Лондоне встречался с основателем британской колонии в Америке Уильямом Пенном. Официальные дипломатические отношения были установлены в начале 19 века.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Сначала окно в Европу, потом форточку в Америку. В истории дипломатических отношений двух стран именно Петербург сыграл ключевую роль. Первый посол США в России и 6-й президент Америки Адамс жил здесь, на углу Мойки и Исаакиевской площади».

Спустя полвека американский инженер Гау построил в Петербурге железнодорожные мосты. Официально они были Николаевскими (по имени самой железной дороги), но народное название так прижилось, что его пришлось узаконить. А вот американские горки, например, в самих штатах называют «русскими». На таких любил кататься Александр Блок, лунапарк с аттракционами был на месте нынешнего концертного зала Мариинского театра.

Всю историю отношений России и Америки можно назвать политическим аттракционом, леденящим кровь. То взлеты, то падения. 30 лет назад произошел незабываемый кульбит. Два идеологических врага протянули другу-другу руки. Из телецентра на Чапыгина, 6 был организован телемост с американским Сиэтлом. Его ведущим был Владимир Познер. Сейчас, когда отношения двух стран снова отдают холодком, журналист вспоминает один эпизод исторического телемоста.

Владимир Познер, журналист: «Когда одна женщина спросила американцев, а что у вас в сумке, давайте сравним? Это меняет всё – оказывается, у нас всё одно и то же!».

Сидя в маленьком кафе на Лиговском проспекте, учитель английского, Джош Каплан из штата Нью-Йорк, готовится к лекции. Он любуется русским снегом и надеется остаться здесь надолго. Тем удивительнее его политический выбор – Хилари Клинтон.

Джош Каплан, учитель английского: «Мой приоритет — интеллект. А также опыт. В этих двух аспектах она — лучший кандидат за всю историю США. Она готовилась к президентскому креслу последние 25-30 лет. Позиция по международной политике Клинтон — ее самый большой минус. У Соединенных Штатов сейчас не лучшая международная репутация. И наилучшим способом ее восстановить было бы совсем исчезнуть с международной арены, никуда не вмешиваясь, и просто подождать когда все наладится».

Знакомство многих россиян с Америкой состоялось 2 января 1992 года, когда в эфир вышла первая серия легендарной «Санта-Барбары». Название американского телесериала в русском языке стало нарицательным – запутанная любовная история. Дети убегали с уроков, чтобы посмотреть новую серию, а котов называли Мейсон, по имени одного из героев.

Американские имена животным дают и сейчас, но уже не сериальные, а политические. Хотя и нынешние президентские выборы отдают мыльной оперой.

Это – Хилари и Трамп. Два котенка из петербургского приюта, которым ищут дом. Хилари – бойкая, постоянно объедает более медлительного и боязливого сородича. Имя Трамп для этого котенка – больше пиар-ход, нежели типажное сходство.

Магистр высшей школы экономики в Петербурге, будущий бизнесмен и политолог Хантер Кейвуд голосовал именно за него. Хантер даже внешне похож на Трампа в молодости.

Хантер Кейвуд: «Моя семья поддержала мое решение, если я научусь делать бизнес в России, я смогу делать бизнес, где угодно. Да, я знаю, что отношения России и Америки сейчас не лучшие, и я бы хотел увидеть изменения. А перемены нужно начинать с самого себя. И я хочу своим примером, своей карьерой способствовать этому. Как это сделать? Информация. Мы должны больше знать друг о друге и не только из СМИ».

Мы встретились с Хантером задолго до дня выборов, и он показал, как голосуют американцы за рубежом. Получив бюллетень, избиратель должен его распечатать, заполнить и послать традиционной почтой. Это – обязательное условие.

Хантер Кейвуд: «Я не могу послать это по электронной почте. Мне нужно использовать традиционную почту. Потому что они боятся русских хакеров».

Мы идем в ближайшее почтовое отделение, где Хантер терпеливо ждет своей очереди.

Хантер пишет адрес своего муниципалитета в Штате Джорджия и бережно опускает конверт с бюллетенем в почтовый ящик с наклейкой — «Деду Морозу в Великий Устюг». Вот так, по иронии судьбы, русский Дед Мороз исполнил желание американского избирателя.

Евгения Альтфельд
«Пульс города»