Этой ночью завершилась пятая партия за звание чемпиона мира по шахматам. В Нью-Йорке сражаются действующий чемпион норвежец Карлсен и отечественный шахматист Карякин. А какую роль шахматы играли в жизни Петрограда-Ленинграда? И как сейчас обстоят дела с шахматами в современном Петербурге? Репортаж Павла Никифорова.

Павел Никифоров, корреспондент: «Как известно, в Петербурге проживает пять миллионов футбольных тренеров и болельщиков. Но еще каких-то несколько десятилетий назад в Ленинграде было пять миллионов шахматистов, а сам город был шахматной столицей даже не страны, а мира».

В самый разгар Серебряного века шахматы наравне с теннисом и футболом становятся главным развлечением Петрограда. Уровень мастерства тогдашних петроградских шахматистов такой, что они один за другим обыгрывают приехавшего в Россию великого Капабланку. Шахматы так набирали в популярности, что в июле 1924 году на Дворцовой площади была сыграна партия в живые шахматы. 8 тысяч зрителей, 5 часов игры, кони, пушки и пехота вместо фигур. Вот так выглядел, как сейчас бы сказали, флаер этого мероприятия. Но и это не всё. Шахматы уже после революции стали занимать такую важную роль в советском обществе, что иногда доходило до абсурда. Вот, например, из фотографии с играющими в шахматы Лениным и Горьким на Капри вырезали сразу несколько неугодных меньшевиков. А нечего с вождём революции всяким там в шахматы играть…

Павел Никифоров, корреспондент: «Раньше на Дворец пионеров кроме как сквозь поле шахматной доски и не смотрели. Сюда приходили, чтобы стать чемпионом мира и гроссмейстером международного уровня. Попасть на отделение шахмат и шашек во Дворце пионеров в советское время — это как сейчас попасть в молодежную академию "Зенита": престиж, слава, обеспеченная жизнь. Теперь же родители приводят своих детей в шахматную школу ради общего развития, не более».

Отделение шахмат и шашек во Дворце пионеров — это шахматная альма-матер нашего города, которая дала миру столько гроссмейстеров и чемпионов, сколько ни одна другая школа.

Чтобы попасть сюда на обучение раньше приходилось участвовать в сложнейшем конкурсе. Теперь же всё гораздо проще. Руслан — тренер-преподаватель на отделении шахмат, международный мастер. Он был среди тех, кто в детстве изо всех сил стремился попасть на это отделение и считает, что нынешние дети не всегда выдерживают конкуренцию с его поколением.

Руслан Каштанов, тренер-преподаватель шахмат: «Ну, конечно, время сейчас изменилось. В моё время были возможности другие, и шахматы были шансом выбиться в люди. Сейчас у детей значительно больше разнообразных интересов, есть, где распылиться. И компьютерные игры — бич современного ребенка».

Кстати, тот же компьютер Руслан использует в своих занятиях в качестве обучения, а не отвлечения от игры. На первом этаже дети после каждого хода жмут на шахматные часы, а на втором отбивают комбинации на клавиатуре. Парадигма меняется. В Ленинграде больших серьезных шахматных школ было 20 штук по всему городу. Теперь же общедоступных клубов осталось всего три. Один из них на Конюшенной — знаменитейшая школа олимпийского резерва. До сих пор в парках и скверах Петербурга можно встретить любителей, разложивших свои доски на скамейки и распугивающих своими эмоциями случайных прохожих.

Во дворах Каменноостровского можно найти шахматный стрит-арт. Мозаика расчерченной доски с фигурами и подписью: «мат в пять ходов». На Дворцовой площади пару лет назад снова сыграли в живые шахматы людьми, как и век назад. А молодая петербурженка Менэ в барах и креативных пространствах города раз в две недели устраивает любительские турниры по шахматам. Её клуб существует уже четыре года и называется не ожидаемо «Тайманов», «Спасский» или, например, «Алёхин». А «Бобби Фишер», в честь 11-го чемпиона мира.

Менэ Кан, руководитель шахматного клуба «Бобби Фишер»: «Люди абсолютно разные. Приходит новенький, мы спрашиваем: "как вы нас нашли?". Он говорит, "я играю онлайн постоянно и хотел поиграть вживую, с живыми людьми. Стал искать, где это сделать, в Санкт-Петербурге — нет таких мест, если ты не участник клуба и не входишь в федерацию. И я нашёл ваш клуб, что вы устраиваете турниры в таких необычных местах, и вот пришёл посмотреть».

Алексей Носков – как раз такой рядовой участник шахматных турниров в барах. На вопрос зачем он приходит раз в две недели в бар на очередной турнир, Алексей отвечает, практически не задумываясь.

Алексей Носков, участник любительских шахматных турниров: «Я бы сказал, что я прихожу больше не в шахматы поиграть, а с людьми пообщаться. То есть, это очень хороший и теплый круг людей, с ними приятно побыть вместе. Не только поиграть. Это живое общение, прежде всего».

С дважды чемпионом мира по шахматам до 16 и 18 лет Константином Сакаевым мы встретились утром пятницы сразу после пятой ничейной партии между Карлсеном и Карякиным. Снова в финале отечественный шахматист, снова к главному шахматному матчу приковано внимание миллионов зрителей.

Константин Сакаев, гроссмейстер: «Я вижу, что происходит очень много хороших движений на самых разных направлениях: и профессиональных, и любительских, и массовых, и шахматы в школах развивают, в детских садах есть группы. Сейчас шахматный бум явно намечается. И в России, и в мире. По-моему, популярность шахмат в мире возрастает и может и перекроет былые достижения».

И это мнение не человека со стороны, а чемпиона мира по шахматам до 18 лет. Это его позиция, которую он наблюдает изнутри и на которую он влияет напрямую в качестве тренера нашей юниорской сборной. Нас ждёт шахматный ренессанс и для такого города, как Петербург с его велики шахматными традициями — это не просто очередная волна популярности — это часть его духа, которую мы все чуть ли не потеряли.