В начале февраля 1987 года Совет министров СССР принял несколько постановлений, разрешающих создание в нашей стране кооперативов. «Петербургский дневник» встретился с Георгием Ароновым, стоявшим у истоков предпринимательства в городе.

Георгий Аронов, кооператор: «Всю свою жизнь я работал на двух работах. Работал инженером-электриком утром, а вечером я был музыкантом. Я создал свой ансамбль маленький из 5 человек, и стал работать по вечерам на свадьбах. И я мечтал, думал сделать что-то свое. И когда в 87-м году Горбачев издал указ, я сразу же побежал и зарегистрировал кооператив.

Здесь в Московском районе я был первым кооперативом, а в Питере я сейчас не помню, сколько их было. Четыре, по-моему. Но что мы тогда делали? Играли, пели, а кормили не мы. Кормил трест столовых. Отвратительно кормили на свадьбах тогда, это было ужасно. Сколько воровали, это я все видел своими глазами во всех ресторанах и банкетных залах.

И я помню, пришла заказчица, мама невесты. За несколько дней до начала и увидела разруху, тут все. Она в слезы: ну как же так, как мы будем отмечать свадьбу? Все, будьте спокойны, все хорошо.

Говорить, что не было денег в 87 году – это не правда. Их и сегодня не очень много. Теория, которая очень популяризируется в средствах массовой информации, что для того чтобы сделать свое дело, надо иметь много денег. Не надо. Свое дело можно делать вообще без копейки денег. Единственное, что я делал, я не тратил эти деньги, которые зарабатывали, а вкладывал в другое. Не было правил игры. Сегодня вот этот закон, завтра меняется, послезавтра такой, потом такой. Потом был новый закон, закон об арендных предприятиях. Что такое арендные предприятия? Это значит как бы коллектив этой столовой, берет у своего треста столовых в аренду это предприятие и какую-то фиксированную сумму отдает тресту. Меня избрали директором такого предприятия и мы стали арендным предприятием.

Потом появился новый закон, о приватизации, мы приватизировали все вот это. И стало ТОО потом ООО, потом выкуп здания, выкуп земли. Конечно, конкуренции вообще не было никакой. Вы представляете: в 87 году человек, если хотел провести свадьбу, он должен был еще найти где. Это была проблема. И я сделал эти залы. Они, конечно, выглядели несколько не так, и все равно это было здорово».