«В дороге» — так называется битнический роман Джека Керуака, герои которого колесили по Америке, дебоширили, наслаждались свободой и любовью, терялись и чего-то ждали.

Керуака после него назвали голосом поколения, потому что не врал, писал о том, через что прошел сам, и делал это как джазовый музыкант – всегда спонтанно. Не знаю, любит ли произведения Керуака французский художник Зигфрид. Но у них точно есть общее. 

В «Эрарте» открылась выставка «Киногамма. Фильм и избранные фотографии незнакомцев», сделанные в дороге. И хотя пути Зигфрида пролегают чаще всего в безрадостных краях, в них он пытается отыскать место для любви. Дарья Патрина расскажет подробнее.

Его жизнь – отрицание границ и вереница путешествий. Его фотографии – коллекция мимолетностей, избранные портреты незнакомцев. Лица, выхваченные из толпы, жесты, изъятые из потока. Как траулер в океане повседневности, Зигфрид цепляет с разной глубины мгновения, утраченные безвозвратно.  

Черно-белые и контрастные. Определенно вне времени. Ведь даже секунду спустя каждый запечатленный момент  становится прошлым.

ЗИГФРИД,фотограф: 
«Это скорее о чувствах, чем о планировании или размышлении. Когда я с камерой и вижу что-то, что вызывает во мне любовь или нежность, нет проблемы сделать фото. Это очень короткий промежуток времени, волшебный момент. И я никогда не делаю серию снимков – боюсь спугнуть магию. Один раз и все».

Между щелчком фотоаппарата и проявкой пленки иногда проходит несколько месяцев. Зигфрид – убежденный пользователь аналоговой техники. Только в ней для фотографа еще сохраняется магия. Он – противник социальных сетей. И его фильмы не найти в интернете. Две первых полнометражки – «Луиза» и «Санса» – участвовали в официальной программе Каннского кинофестиваля. Сейчас полноценный показ дилогии Зигфрида «Киногамма», снятой в начале нулевых в разных странах Азии и в России, – один из козырей открывшейся выставки. 

ПАВЕЛ МАРКАЙТИС, руководитель выставочных проектов музея «Эрарта»:
«Это отсылка к «Киноглазу» Дзиги Вертова. Но если Вертов использует титры, Зигфрид использует музыку и звук».
ЗИГФРИД,фотограф: 
«В России честные и глубокие люди. И они критично относятся к искусству. В Европе его неумеренно поощряют. Здесь же всегда скажут, над чем нужно поработать. Хороший стимул для творческого роста…»

Зигфрид – человек-оркестр. Во всем мире известен еще и как виолончелист и пианист. На поле авангардного джаза. В фильмах его музыкальность и его визуальность сливаются. Но и в кино, и в фотографиях очевидно одно: чтобы так видеть и с такой любовью наблюдать обычных людей, художнику необходимо парадоксальное для европейского человека состояние полного и абсолютного принятия мира.