2018 год для всего танцевального мира – год Мариуса Петипа, отмечается 200-летие со дня рождения отца русского балета. Под знаком Петипа проходит и нынешний фестиваль искусств «Дягилев. Постскриптум», который традиционно не консервирует классику, а вступает с ней в диалог. Ведь, действительно, два века прошло, и делать вид, что ни в мире, ни в языке танца ничего не изменилось, было бы странно.

Екатеринбургский театр оперы и балета на фестиваль привез переосмысленную «Пахиту» Петипа. Придумал спектакль Сергей Вихарев, известный своими тщательными балетными реконструкциями, но его внезапная смерть внесла коррективы, и завершал работу над постановкой Вячеслав Самодуров. Анна Лесина продолжит.

Тот момент, когда немая история звучит громче всяких слов. Балет «Пахита» о коллизиях любовной драмы девушки, выросшей в цыганском таборе, и сына французского генерала когда-то был поставлен на сцене Большого каменного театра самим Мариусом Петипа. Но не получил особой популярности. Практически неизвестный спектакль оттряхнули от пыли и превратили в грандиозный карнавал. Взбодрить классическую постановку решился Екатеринбургский государственный театр оперы и балета.

В новой «Пахите» сохранили либретто и постарались максимально восстановить хореографию Петипа по нотации из коллекции Гарвардского университета. Но реконструкцией балет назвать нельзя. Уже во втором акте от долины окрестностей Сарагосы не остается и следа. Герои оказываются во власти декаденса, а зрители – по ту сторону экрана немого кино.

Вячеслав Самодуров,балетмейстер:
«Второй акт балета «Пахита» он пантомимический, в нем нет танца, и если вы посмотрите на ранние фильмы, то вы увидите, что это балет на видео. То есть так на самом деле пантомимические сцены скорее всего и выглядели. Мы в каждой сцене пытались найти то, во что балеты Петипа потом выросли и дали направление движения в том или ином виде искусства».

Еще одна находка – заново оркестрованная оригинальная историческая партитура. Композитор Юрий Красавин сделал свободную транскрипцию, переписав музыку более чем на 90%. К имеющимся инструментам добавился аккордеон, большая батарея ударных, два саксофона и рояль.

Юрий Красавин,композитор:

«Я там себе позволял выходы в другие стилистики, дело в том, что там, как и во всяком балете есть драматические моменты и танцевальные. Драматические моменты у автора были прописаны довольно бледно, я их заменял чем-то близким к сегодняшнему дню».

Новая «Пахита» – современный взгляд на типический балет сквозь призму разных столетий, где танец на пуантах оказался родным братом цирка и немого кино: безмятежным, ярким и чуть-чуть хулиганским, словно у него разгульная цыганская душа