Одной премией стало больше в нашей стране. Учреждена новая награда за достижения в области культуры и искусства, получившая название «Даты». Первая церемония вручения прошла накануне в Малом драматическом театре.

Название премии говорящее: она присуждается музейным и театральным проектам, которые приурочены к юбилейным и памятным дням, связанным с громкими именами. В 2018 году главными датами, по мнению организаторов, стали юбилеи писателей Ивана Тургенева и Максима Горького.

После церемонии награждения гостям премии представили один из «датских» спектаклей — «Тургенев. Сегодня!» режиссера Глеба Черепанова, который, по собственному признанию, работая над постановкой, пытался найти ответ на единственный вопрос: какой Тургенев сегодня для человека XXI века? Павел Богданов продолжит.

Биографическая драма. Наверное, так можно определить жанр этого спектакля. Повод – юбилей Ивана Тургенева. В основе письма и воспоминания самого Ивана Сергеевича, его родных и друзей. Детство, прошедшее в тени властолюбивой матери, метания  юности,  драма первой влюбленности и литературные опыты.

Действительно, судьба и творчество писателя связаны неразрывно, а потому зрители перемещаются из пространства жизни в пространство литературы. Органичным продолжением биографической линии стали фрагменты как из самых знаменитых его произведений, так и совсем небольших рассказов. Таких, как 11-страничный «Хорь и Калиныч».

При этом режиссер спектакля Глеб Черепанов старался уйти от шаблонного образа Тургенева, навязанного школьной программой. Поэтому решил использовать все знакомые выразительные средства разной степени органичности, так что уже непонятно, где реальный человек, а где его маска.

Каждая в свой час на сцене возникнут женщины, которые оставили свой след в судьбе Тургенева. Деспотичная матушка, с которой списана та самая барыня из рассказа «Муму», юная княжна-поэтесса Екатерина Шаховская, ставшая прообразом героини в повести «Первая любовь», и, конечно, главная женщина в жизни Тургенева – страстная и манящая  Полина Виардо. Писатель скажет о ней: «Я навсегда во власти этой женщины».

«Вы являетесь для меня мэтром!», – писал Тургеневу Гюстав Флобер. «Гениальный романист!», –  так о писателе отзывался Ги де Мопассан. И в этих словах нет большого художественного преувеличения. Но, прожив такую насыщенную жизнь, в массовом восприятии Тургенев остался автором лишь нескольких произведений. Теперь настало время пристально всмотреться в судьбу автора, увидеть в нем живого человека, а не памятник самому себе.