Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, а теперь переходим к главному событию этой недели. Я имею в виду главный парад страны, посвящённую Дню Военно-морского флота.

Напомню, что именно по приказу Верховного главнокомандующего Владимира Путина наш город был выбран столицей этого одного из главных праздников в нашей стране. Но до Путина такой указ был подписан Петром I. После Гангутского сражения. И указ Петра I никто не отменял. И получается, что мы лишь продолжаем волю нашего царя-основателя. И как он был прав! Потому что действительно невозможно где-либо найти другого, более подходящего места для проведения таких зрелищных и масштабных парадов. Во-первых, исторически мы связаны неразрывно – Петербург и русский флот. Потому что сначала наш город стал родиной флота. А потом флот начал изменять наш город. И в архитектурном плане, и в социальном — нет числа тем морякам и офицерам, которые учились или учатся в Петербурге. И для которых наш город стал началом пути к подвигу, к славе, к своему главному призванию в жизни. У нас всё буквально пронизано этой военно-морской тематикой. На каждом шагу. От памятника Крузенштерну на набережной лейтенанта Шмидта, до морского Николо-Богоявленского собора или Военно-морской академии на Чёрной речке. Мы действительно столица военно-морского флота страны. От Петра до наших дней. А, во вторых, Петербург ещё – это самый лучший и самый красивый пейзаж, на фоне которого можно показать, продемонстрировать всю мощь и силу российских кораблей.

Где, например, ещё может развернуться, почти в черте города атомный подводный крейсер "Дмитрий Донской". Для справки, сориентирую по размерам. "Донской" — это 3 футбольных поля высотой с девятиэтажный дом. А у нас можно! Помните, когда эта субмарина в прошлом году подходила вплотную к фортам Кронштадта? Поэтому это наш праздник. Праздник России и праздник всех моряков.

Наталья Бандурина, надела тельняшку и отправилась в эпицентр праздника, который начнётся утром в это воскресенье. Как и положено, День ВМФ мы всегда отмечаем в последний выходной июля».

Наталья Бандурина, корреспондент: «Это обыкновенный сувенирный магнит на холодильник. А это головной — противолодочный тральщик "Александр Обухов", по всему — мощный стальной корабль. Но магнит к корпусу не пристает, потому как сделан он из стеклопластика — того самого материала, из которого делают оконные профили, бассейны. Легкий не магнитный корпус обеспечивает прочность и повышает живучесть корабля во время поиска мин».

Корпус словно слоеный пирог. Состоит из множества отрезков плотной ткани из стекловолокна. В итоге — меньше масса, выше скорость. Он практически невидим для мин, неуязвимый и манёвренный, аналогов которому нет в мире.

Наталья Бандурина, корреспондент: «"Александр Обухов" только один из 43 сверхсовременных кораблей, которые участвуют в главном военно-морском параде страны. Событие, к которому приковано внимание всего мира».

Опять Россия, опять Путин, а значит для многих на Западе — злободневная тема.

Первый в истории России парад кораблей прошел именно в Петербурге. В 1714 году Петр решил с размахом отпраздновать победу над шведами при мысе Гангут. Победа, которая навсегда изменила ход истории — по итогу всей Северной войны Россия получила выход в Балтийское море. По сути, этот указ Петра Великого из далекого 18 века неукоснительно исполняют и в веке 21-м.

На Неву вышли трофейные шведские корабли с высоко поднятыми Андреевскими флагами, венчали парадный строй три русские галеры, на одной из них на борту, как и во время боя, был сам Петр. На берегу стояла доска с картинами — на одной был изображен орел, который нападал на слона. Надпись расшифровывала: Орел мух не ловит.

Аллегория была тогда понятна всем: Орел — Россия, Элефант — слон, головной корабль неприятеля. Это был единственный парад, в котором участвовали пленные и побежденные. После — только наши корабли.

Настоящим украшением тогда была, конечно, прославленная в боях «Полтава», первый линейный корабль, сошедший со стапелей Адмиралтейства. Сегодня в мельчайших подробностях ее воссоздали по старинным чертежам. «Полтава. Перезагрузка». Именно таким ее видел царь Петр, и Нева, и серое небо — ничего не изменилось. Спустя 300 лет есть уникальная возможность посмотреть на все это глазами императора.

Построить такой корабль сегодня — это сложная, кропотливая работа, в 18 веке не было даже рулетки, специальных инструментов. А поэтому это был настоящий технологический подвиг. И только самые выносливые и отважные могли на нем служить.

Андрей Бредов, строитель парусника «Полтава»: «Вот, например, стрелять из пушки — это было сродни с самоубийством, потому как человеку приходилось выходить практически за борт, чтобы зарядить ее».

Петру здесь приходилось сгибаться в три погибели, потолки были рассчитаны тогда на среднестатистического мужчину — 1.65, и все же матросы испытывали больше неудобств, начиная с того, что спали попросту вповалку в неотапливаемом трюме. Вахта сейчас на корабле —максимум 6 человек, и отдыхают они на мягких раскладушках.

Наталья Бандурина, корреспондент: «"Полтава" возглавит кильватерную колонну, впервые в истории парусник поведет за собой сверхсовременные корабли. О силе традиций и опыте, который передается из поколения в поколение говорить не приходится — всё можно увидеть, а именно с чего все начиналось и какое славное продолжение имеет».

Спрашивать, почему главный парад проводят в Петербурге, все равно что задаваться вопросом, почему именно здесь царь-реформатор основал город. По всем показателям — ужасное место для проживания, но идеальное для решения геополитических задач.

Наталья Бандурина, корреспондент: «Перед тем как возвести первый форт, Петр, как сейчас бы сказали, лично провел изыскательские работы. А именно, не боясь замочить ноги, лично произвел замеры глубины — и только когда лично убедился, что северная часть залива мелкая, велел строить».

С тех самых пор и Петербург, и Кронштадт дышат одним морским воздухом, город строился с оглядкой на корабельные нужды — они сформировали уникальную архитектуру Новой Голландии и Адмиралтейства. Якорей здесь больше чем львов. И даже девятиэтажки на окраине города-на улице Пионерстроя построены так что повторяют в своей конфигурации береговую линию Финского залива. А макеты подлодок и кораблей для детей морской столицы — лучшие игрушки.

24 июля 1939 г. Официальное название — День военного флота — праздник получил в 39-м году.
К этому времени уже работает завод Алмаз, к началу Великой Отечественной войны здесь было построено 188 военных торпедных катеров. В Ленинграде открыто Нахимовское училище. В прошлом году там праздновали юбилейный — 70-й по счету выпуск. А 10-е классы традиционно участвуют в параде у Медного всадника. Белоснежный китель надевают только два раза в году: на репетицию и на сам парад.

По распоряжению главнокомандующего, с таким размахом военно-морской парад проходит в Петербурге второй год подряд. Это тоже была своего рода перезагрузка. Последние разработки и достижения сосредоточены здесь, у нас в акватории Невы и Финского залива.

Придумать лучшие фоны для этого грандиозного шествия невозможно. На Большой Неве разводные мосты отдают честь проходящим кораблям. С удивительной точностью многотонные подлодки, фрегаты и корветы держат заданный темп, что архисложно в условиях непредсказуемого климата северной столицы. Кроме того, что это действо попросту завораживает. Есть ощущение истинной исторической справедливости, ведь именно на брегах Невы родился отечественный флот, а поэтому Петербург принимает не гостей — все эти корабли у себя дома.