Мы не одни в городской вселенной. Вместе с нами живут голуби, кошки, крысы, собаки — они часть большой экосистемы. Кто её нарушает и как с этим бороться? Репортаж Натальи Бандуриной.

Наталья Бандурина,корреспондент:
«Милая городская зарисовка. Люди кормят голубей и уток. Кому от этого хорошо? Биологи и зоологи говорят, что точно не птицам. Им сыто и вкусно – и в теплые страны уже лететь не надо».

Они превращаются в наших заложников. Покормят – будут жить. Если нет – обречены. Они остаются зимовать с нами. Перелетные птицы, искушенные хлебобулочными изделиями, потеряв всю свою гордость, становятся похожими на голубей. Которым все равно, что есть и где жить. В Петербурге за последние несколько лет их популяция выросла на столько, что еще немного – и можно будет говорить о катастрофе в отдельно взятой экосистеме.

Сентиментальным Сергей Аркадьевич стал почти сразу, как вышел на пенсию. Много свободного времени, на прогулках он по привычке лузгал семечки и придавался воспоминаниям. Так, собственно, и завязалась дружба с голубями – на почве еды.

Говорит, есть массовка, это те, кто не подходят близко. А есть отважные, им-то и достается лакомство. На привычный жест они тут же откликаются – со стороны все это напоминает цирковой номер. А на самом деле – настоящая дружба. И друг без друга они уже не могут. Ни про какой орнитоз, сальмонеллёз и другие заболевания, которые переносят эти городские птицы, мужчина и слышать не хочет. А ведь опасность заразиться есть у каждого, кто кормит, гладит этих птиц.

Наталья Иовченко,старший научный сотрудник, кандидат биологических наук:
«Ситуация критическая. Численность некоторых видов нужно контролировать. Без нас они не проживут, но не надо кормить летом, когда есть корм вокруг, это провоцирует неконтролируемый рост численности. Когда птиц много, это и для них плохо. Они начинают болеть, распространяются различные эпизоотии. Голуби – разносчики орнитоза, но это потенциальный разносчик всегда».

Кроме того, стая из 100 голубей может производить до 2-х тысяч килограмм помета, в год это 150 тысяч тонн. Вещество, которое содержится в испражнениях, способно разъедать штукатурку.

Наталья Бандурина,корреспондент:
«Почти на каждой петербургской крыше есть голубиное общежитие. Пробраться сюда им не составляет никакого труда – вентиляционные шахты, открытые окна, одновременно на одном только чердаке может находиться от 100 до полусотни птиц. Они здесь рождаются и умирают. На место одного выбывшего бойца приходят три новые особи. И такие благоприятные условия создали мы с вами. Вот и приходится управляющим компаниям что-то придумывать, как, например, здесь в, Кудрово, ставить острые колышки по периметру зданий. Но не это изобретение нам хотел показать Виталий. А то к чему приводит бессистемное разбрасывание булкой. Это место называют контактным зоопарком, кого здесь только нет: утки голуби, а вон там крысьи норы».

Как на пляже, грызуны комфортно себя чувствуют. Плавают, гоняют уток, доедают за ними хлеб. А на мостике, тем временем, разгораются споры: кормить или не кормить птиц. Вообще, кажется, людей даже не смущает, что у них под окнами живет целое крысиное полчище. Рядом детский сад и продуктовый магазин. Наверное, не нужно объяснять, куда они все пойдут зимой?

Самое страшное нашествие крыс город пережил во время блокады. В то время было даже специальное предупреждение – осторожно крысиный водопой. Это когда грызуны шли к Неве. После того как город освободили, со всей страны, эшелонами завозили кошек. Только так можно было восстановить нарушенную экосистему и предотвратить эпидемию.

Почти все грызуны – переносчики бешенства. Еще бездомные собаки и лисы. Последние все чаще появляются в городе. Одну такую недавно выловили прямо из фонтана в Петергофе. Животное пришло охотиться на уток, которых, правильно, стало очень много в городе. Мой друг и однокурсник Валентин Бианки, правнук того самого Бианки и по совместительству политический консультант, говорит не надо искать сложных параллелей с поведением людей. Животные ничего не изобретают, они лишь реагируют на предлагаемые обстоятельства.

Валентин Бианки,политический консультант:
«Игру престолов среди животных представить сложно – всё слишком просто, но и с доминированием, и с конкуренцией они схожи. Заметили что часть муравьев – это ленивые нахлебники, у них отрастает брюшко, но если часть погибает, то автоматически включается какая-то программа и заставляет этих муравьев встать к станку».

Белки занимаются рэкетом, они выселяют птиц и занимают их гнезда. Их закормили так, что у них есть полное право не думать о завтрашнем дне и размножаться. В итоге птицы ищут другое место для гнездования, личинок не едят – деревья погибают. Кто в этом виноват? Мы с вами, когда угощаем белку орешком. Радикальных мер принимать, конечно не надо, необходимо просто дать возможность диким животным самим добывать себе пищу. Не важно, где мы живем: в лесу или в мегаполисе. И там, и там есть свои законы и правила. И нарушить их – означает разрушить целую экосистему.