Китай — страна, о которой вот уже сколько лет все говорят, но о которой все равно, давайте будем честными, знаем и понимаем мы не слишком много. По большому счету одни стереотипы: о некой древней богатой культуре, или огромной современной силе, которая во всех смыслах захватывает планету. Отдельных людей за всем этим не разглядишь. На этой неделе на петербургские экраны вышла картина, идущая против стереотипов. «Прощание» — фильм американской китаянки Лулу Ванг. Семейная драмеди, где сталкиваются восточные традиции и западные ценности. И оказывается, что близкого и знакомого в азиатской стране больше, чем можно было предположить.

Знакомит с китайской культурой и программа Театральной олимпиады. В Петербург приехал Народный художественный театр Пекина. На спектакле, посвященном «отцу китайской историографии» Сыму Цяню, побывала Дарья Патрина.

Красиво, масштабно и ярко. Историческая драма «Сыма Цянь» не ломает представления иностранцев о национальном китайском театре. В отличие, например, от выступавших две недели назад на сцене Балтийского дома пекинских экспериментаторов – студии Мэн Цзинхуэя. Народный художественный театр Пекина величественно движется в основном русле китайской театральной традиции. Впрочем, не отказывая себе в использовании современной – написанной специально для спектакля, музыки, эффектного света, лаконичной сценографии и роскошных, лишь стилизованных под старину костюмов.

ФЭН ЮАНЬЧЖЭН, исполнитель роли Сыма Цяня, сорежиссер:
«Мы используем три основных цвета: белый, черный и красный. Это традиционно для одежды эпохи династии Хань. Красный – цвет императора, черный – цвет обычных людей и военнослужащих. А Сыма Цянь одет в белое. Это символ его благородства, непорочности и чистоты его помыслов».

Сыма Цянь в китайской культуре фигура легендарная. Как для нас летописец Нестор. Все китайцы знают, что очень давно, в первом веке до нашей эры, он написал «Записки историографа» – монументальный труд, связавший в единое целое мифическую и реальную историю Китая за 2,5 тысячи лет. Однако драматическая судьба самого Сыма Цяня для многих оставалась неизвестной.

СЮН ЧЖАО ЧЖЕН, драматург:
«Фэн Юаньчжэн – наш исполнитель главной роли родом из того же города, что Сыма Цянь. Однажды, приехав на родину, Фэн Юаньчжэн застал праздник, посвященный 2150-летию со дня рождения историка. Тогда и был задуман этот спектакль. Я написал пьесу. Мы показываем Сыма Цяня отважным человеком. И очарование его личности огромно».
ФЭН ЮАНЬЧЖЭН, исполнитель роли Сыма Цяня, сорежиссер:
«Сыма Цянь был потомственным придворным историографом, но впал в немилость, защищая перед императором генерала Ли Линя. Тогда Сыма Цяня приговорили к смерти. И было только два способа сохранить жизнь: заплатить выкуп, на который у Сымы Цяня не было денег, или согласиться на оскопление. Нам интересен именно момент этого страшного выбора. Сыма Цянь предпочел смерти унизительное наказание только потому, что у него было дело всей жизни – написать «Записки историографа».

Десять лет Сыма Цянь писал «Записки», первую всеобщую историю Китая, сохранив для потомков имена правителей, поэтов, мудрецов и великих воинов. Но для правившего тогда императора У-ди, он так и остался оппозиционером. Впервые его исторические хроники были обнародованы лишь через полвека после написания. А теперь и сама жизнь Сыма Цянь стала историей полной драматического напряжения, поведанной с колоритным национальным пафосом.