В Петербурге — 3,7 тысяч объектов культурного наследия федерального значения. Сейчас они — в ведении городского Комитета по охране памятников. Но скоро их могут передать Министерству культуры. Почему градозащитники с опаской смотрят на планируемые нововведения, выяснял Антон Цуман.

Усадьба Ганнибала под Гатчиной. Дом академика Павлова в Колтушах. Деревянная церковь в Кондопоге. Вот лишь несколько близких к Петербургу объектов Культурного наследия, которые мы потеряли за последние несколько лет. Ситуация с историческими памятниками такая, что этим летом на форуме «Правда и справедливость» Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов, обозначил — в этой сфере нужно что-то менять. И теперь изменения в законодательство, которые готовит по поручению президента Минкульт, коснутся всех субъектов федерации. Не исключая Петербурга.

Для справки, в 1990 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО впервые был включен не отдельный объект, а целая культурная агломерация. Под шифром 540-001 «Исторический центр Петербурга» площадью в 4 гектара. То есть на международном уровне было признано — исторические объекты Петербурга не могут существовать отдельно друг от друга. Поэтому градозащитники пока с опаской смотрят на планируемые нововведения.

Но о том, что ситуацию надо коренным образом менять, говорят новости из более удалённых от центра регионов. Например, в Калуге год назад отремонтированный активистами деревянный дом — памятник архитектуры регионального значения — был безжалостно снесён. А в соседнем с Калугой Боровске уничтожение региональных памятников приняло поистине ужасающие масштабы, о чем с дрожью в голосе вспоминают местные градозащитники. Даже если учесть, что это были памятники регионального, а не федерального значения, сути это не меняет. Об ужесточении контроля в области охраны памятников говорили уже давно, в том числе, и в Государственной думе. Пока на обсуждение конкретных предложений не вносилось. Тем более, опыт контроля со стороны федерального ведомства, подчиненного Минкульту, уже был опробован 15 лет назад.

Виталий Калинин, который руководил управлением ведомства в Санкт-Петербурге с 2004 по 2008 год, поясняет — вся работа Росохранкультуры в то время строилась на тесном взаимодействии с Комитетом по охране памятников, который ещё с советских времён хранит и собирает сведения об исторических зданиях Петербурга. И хотя конкретных предложений по изменению в законодательстве следует ещё подождать мнение петербургских экспертов одно — они должны учитывать специфику крупных городов. И в первую очередь Петербурга — единственного города России, включенного единой строкой в список ЮНЕСКО.

Уже понятно, что контроль и надзор за памятниками истории и культуры должен быть гораздо жестче, чем сейчас. Избыточный контроль за объектами культурного наследия никогда не бывает лишним. Главное, сделать так, чтобы надзор за нашими памятниками не стал иллюстрацией знаменитой поговорки: у семи нянек дитя без глаза.