Евгения Чиркова,корреспондент:
С Петропавловской крепости началась увлекательная история жизни не только Петербурга, но и архитектора Доменико Трезини. Итальянец — родом из Швейцарии. Он приехал в будущую столицу на год по работе. И остался здесь на всю жизнь.

Трезини – первый зодчий Петербурга. Удивлять итальянский архитектор стал сразу. Он применил новые для России XVIII века принципы строительства фортификационных сооружений. На месте земляной Петропавловской крепости появились бастионы из кирпича и камня. А собор святых апостолов Петра и Павла стал первым храмом России с европейским характером.

Евгения Чиркова,корреспондент:
Доменико Трезини вёл почти все каменные постройки в городе – одновременно до 30, а то и 40 зданий. И кому, как не ему Пётр I мог доверить возведение своего скромного палаццо.

Летний дворец императора создан по канонам «петровского барокко». Двухэтажная резиденция, где всего 14 комнат. Окна выходят на запад и восток, показывая готовность России к сотрудничеству со странами обеих частей света. Летний дворец вошёл в историю не только как одно из старейших зданий города, там была запущена первая система канализации в Петербурге.

Евгения Чиркова,корреспондент:
В 1712 столица переехала из Москвы в город на Неве. Пётр решил сделать центром Петербурга Васильевский остров. Эта территория тогда принадлежала князю Меншикову. Здесь он жил в своей резиденции. Но кроме дворца и нескольких деревянных домов крепостных на острове больше ничего не было.

Проект застройки поручили Андрею Петровичу Трезину – так на русский лад называли Доменико Трезини. Царь хотел покрыть Васильевский остров сетью судоходных каналов – по примеру то ли Амстердама, то ли Венеции. Их даже начали строить. Однако, мечта Петра так и не сбылась. Водные магистрали оказались слишком узкими. Осложняла работы и болотистая местность. Во второй половине XVIII века каналы закопали. А улицы по привычке остались «линиями». По чертежам Трезини также построили Галерную гавань – в западной части Васильевского острова.

Евгения Чиркова,корреспондент:
Крупнейший памятник «петровского барокко» — здание 12 коллегий. Где разместить все высшие органы власти, как не в новом центре столицы – всё на том же Васильевском острове.

В 1722 году началось строительство по проекту, конечно же, Трезини. В здание должны были переехать Сенат, Синод и коллегии – по-нашему – Министерства. Но создавать 12 объектов было накладно, поэтому решили объединить всех под одной крышей. В Петербурге тогда возводили дома «сплошной фасадой». То есть, торцевая стена становилась общей сразу для двух строений. Такой приём использовали и для здания 12 коллегий.

Евгения Чиркова,корреспондент:
Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры. Определил облик нашего города. Мы до сих пор любуемся шедеврами мастера, а он, улыбаясь, приглядывает за своими творениями.