В эпоху коронавируса у искусства оставался последний неприступный оплот – улицы. Уличные художники работают по всем миру, и это направление переживает бум. Стены говорят, когда молчать невозможно – о поставленном на паузу мире, о протестах против расизма, о том, что это вообще с нами сейчас происходит?!

Наш петербургский музей стрит-арта переживает не лучшие времена – традиционной сезонной выставки не будет, штат сокращен, а оставшиеся сотрудники пытаются поставить музей на новые рельсы. Какие перемены творятся сейчас на шоссе Революции, в материале корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Катерины Картузовой.

Катерина Картузова,корреспондент:
«Под открытым ночным небом – автомобильный кинотеатр на 50 мест. Установлен специальный экран на фасаде ангара, выстроена дистанция по всем требованиям Роспотребнадзора. В таком необычном формате Музей стрит-арта сегодня встречает первых посетителей после карантина. Но что будет завтра? Какой еще формат представит музей? Вопросов много. Самое время получать ответы».

Таким пустынным Музей уличного искусства летом не был никогда. Нет сегодня здесь ни модной публики, ни новых декораций для стильных селфи. Впервые в истории музея даже не закрасили старые работы художников на площадке в Котельной.

Иван Наумов,сотрудник Музея стрит-арта:
«Как только началась пандемия, нам пришлось закрыть музей. Мы частная культурная организация, поэтому мы в течение пандемии не получали никакой поддержки. Мы думали над проектами, которые могли бы, с одной стороны, осмыслить пандемию, с другой стороны, показать новых авторов».

На самоизоляции люди соскучились по общению, по кинотеатрам, по безопасным выходам в свет. Сотрудники Музея стрит-арта быстро превратили парковку в автомобильный кинотеатр. Но одними кинокартинами музейные стены жить не могут. 

Так, в постоянной экспозиции в самый разгар пандемии появилась новая работа. Художник Павел Плетнев изобразил черного лебедя. Тревожный образ — отсылающий и к «Лебединому озеру», и к одноименной книге американского экономиста Нассима Талеба о том, как грандиозные случайности меняют все. Работа, собравшая все символы этой весны.

Иван Наумов,сотрудник Музея стрит-арта
«Черного лебедя Павел во время пандемии нарисовал на холсте. И подумал о том, чтобы перенести эту работу к нам в музей. Уже создавая новую редакцию черного лебедя, Павел добавил в работу много деталей, описывающих 2020 год. Сейчас мы находимся в такой ситуации коллективной потери почвы под ногами. Мы не знаем, чем закончится 2020 год. Именно эту ситуацию коллективного страха, сильного переживания и неопределенности изображает в работе Павел Плетнев».

А пока международные перспективы туманны, музей берет курс на локальное. Вдохновленные проектом Международного европейского объединения музеев – создавать уличное искусство в домашних условиях – сотрудники петербургского музея придумали свой марафон – #home_street_art. Балкон, окно или терраса – одновременно и полотно, и выставочный зал.

Татьяна Пинчук,директор Музея стрит-арта:
«Мы очень довольны реакцией публики. Очень много людей приняли участие в этом марафоне. Не только из Петербурга, Москвы, но и из регионов. Интересно, что разные абсолютно форматы люди делали. С помощью этого проекта мы нашли много интересных художников, которые теперь будут делать свои работы на территории музея».

В начале апреля музей запустил кураторский open-call с возможностью реализации проектов на территории музея. А еще сотрудники разрабатывают эксклюзивные автомобильные экскурсии по своим уличным экспозициям. Пускай тот самый «Черный лебедь» утверждает, что быть уверенным в завтрашнем дне нельзя, Музей решительно строит планы. Сразу на два ближайших года.