АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:

Невский проспект. Большой Гостиный двор, архитектор – Ж.-Б. Валлен-Деламот, годы постройки: 1761 – 1785    

Торговля в Петербурге берёт своё начало с момента основания города. Первые заведения, где можно было купить еду и не только, — это торговые ряды, рынки и буяны, т.е. острова со складАми. В этом году исполнилось 235 лет старейшему из сохранившихся мест коммерции Северной столицы – Большому Гостиному двору.

История его создания начинается с указа Елизаветы Петровны от 1748 года о возведении Гостиного двора в один этаж на погребах с галереями. Его план в форме неправильного четырёхугольника подготовил архитектор Пётр Еропкин. Над последующими проектами работали Ринальди и Растрелли. А в результате будущую торговую империю на Невском построил тогда ещё молодой зодчий Жан-Батист Валлен-Деламот. В общей сложности возведение Гостиного двора растянулось на 20 с лишним лет! 

Садовая улица. Апраксин двор, архитекторы – И. Д. Корсини, А. И. Кракау, годы постройки: 1863 – 1880     

Рынки стали основной формой розничной торговли в Петербурге ещё в 18 веке. Тогда же появился план, по которому каждый район города должен был иметь свой рынок. И действительно, к 1782 году в столице было уже 6 рынков.  Самый крупный из них, Большой Морской, располагался на месте современного здания Экономического университета.

Главным врагом рынков всегда был пожар. Большой Морской сгорел в год своего открытия. И по просьбе торговавших там купцов, после пожара был перенесён на противоположную сторону Садовой улицы, где впоследствии появился и торгует по сей день легендарный Апраксин двор. Он сложился из земель двух владельцев – купца Щукина и, собственно говоря, Фёдора Апраксина, одного из создателей российского военно-морского флота. Современный вид Апраксин двор получил во второй половине 19 века, когда после очередного пожара были построены Александровская и Мариинская линии. Перед началом Первой Мировой войны Апраксин двор стал крупнейшим в Европе по оптовому товарообороту.     

Кузнечный переулок. Кузнечный рынок, архитекторы – С. О. Овсянников, А. С. Пронин, годы постройки: 1922 – 1927  

Войны первой половины ХХ века систематически опустошали официальные рынки и способствовали появлению рынков «чёрных». Короткий период изобилия продуктов питания пришёлся на времена НЭПа. В 1927 году в Кузнечном переулке открылся одноимённый рынок. Это было первое советское здание торговли. О чём не дал забыть скульптор Лев Разумовский: его монументальные статуи рабочего и крестьянина установлены по сторонам главного входа и символизируют популярную в то время идею «смычки» города и деревни

Здание Кузнечного рынка, выстроенное в стиле советский ампир, монументально и выразительно. Оно всегда поражало своей просторностью и прекрасным освещением. Центральное перекрытие приподнято и застеклено, образуя световой фонарь, освещающий помещение.

Набережная реки Мойки. Торговый дом «Эсдерс и Схейфальс», архитекторы – К. Н. де Рошефор, В. А. Липский, годы постройки: 1905 – 1907   

Во второй половине 19 века готовая одежда, в основном, продавалась в лавках и на рынках. Но постепенно стали появляться и первые специализированные магазины. В начале 20 столетия торговую экспансию женской и мужской одежды в Россию решили осуществить швейные магнаты: Стефан Эсдерс и Карл Схейфальс. В 1907 году у Красного моста в Петербурге распахнул свои двери 5-этажный торговый дом фирмы «Эсдерс и Схейфальс», ставший первым в стране многоэтажным магазином. Смелость авторов проекта заключалась в том, что грандиозное здание с приметной башней было построено недалеко от Адмиралтейства, а 29-метровый кадуцей Меркурия постоянно конкурировал со шпилем с корабликом.  

До октябрьской революции Торговый дом на Мойке считался самым модным и богатым торговым предприятием Петербурга, где продавалось буквально всё. А среди его клиентов были члены императорской семьи, включая супругу Николая II — императрицу Александру Фёдоровну. Покупателей помимо ассортимента всегда поражал и внутренний декор гранд-магазина, особенно его верхних этажей. Всё это было воссоздано в ходе реставрации 6 лет назад. А в настоящее время ««Au Pont Rouge»» остаётся единственным сохранившимся напоминанием о некогда роскошной империи Стефана Эсдерса в Европе.