Петербург – родина отечественного кинематографа, но есть ли у нашего города потенциал, чтобы стать его флагманом? И чего нам не хватает, чтобы задавать мировые тренды в индустрии кино? Репортаж Антона Цумана.

Антон Цуман,корреспондент:
«Трансляция премии «Оскар» ежегодно собирает миллионы зрителей со всего мира. Вот и эта не исключение. Хотя, если почитать комментарии… Делать такие радикальные заявления о судьбе Голливуда мы не будем. Но прошедшая церемония, которую назвали олицетворением глубокого кризиса, уже хороший повод поговорить  о возможном начале возрождения отечественного кинематографа».

Быть может, кто-то из тех молодых актеров, которые сейчас играют на небольших театральных площадках Петербурга, в будущем станут оскаровскими лауреатами. Например, эти молодые ребята из театра «Фулкро», открывшемся в самый разгар пандемии силами выпускников театрального института на Моховой.

Актер театра Сергей Горошко в свои 23 уже сыграл одну из главных ролей в новом фильме «Майор Гром», который фанаты одноименного комикса уже начали называть нашим ответом блокбастерам от «Марвел». Если и не «Марвел», то очень близко, учитывая огромное число фанатов. Да, бюджеты фильмов «Марвел» исчисляются сотнями миллионов долларов, отечественных — десятками миллионов. И не долларов, а рублей. Но, по мнению Сергея, секрет успеха вовсе в бюджетах, а в команде, где каждый, не жалея сил, работает на общее дело.

Да и начинающие актеры и звезды в нашем городе есть. Но один из главных брендов, можно сказать, мирового уровня — сам Петербург. Который в любой эпохе может удачно сыграть самого себя.

И фильмы, которые снимались в Петербурге, раз за разом доказывают, насколько органично он смотрится в каждой из этих ролей, что подтверждает интерес режиссеров к нему со всего мира. Взять хотя бы «танковую погоню» из фильмов про Бонда. Или того же «Майора Грома», где на Галерной таранят микроавтобус с грабителями, взрывают мраморный дворец или сжигают банк, в роли которого выступает Академия Штиглица.

Иван Веселов не просто так прогуливается с телефоном по набережной залива. Его профессия — локейшн-менеджер, специалист по поиску локаций. Иван как раз из той команды, которая подбирала точки съемок для «Майора Грома». И, по его словам, Петербург — как раз из тех городов, который может подстроиться под задачу любого режиссера.

Допустим, ответ на вопрос «где снимать» уже найден. Но не менее важен другой — а как снимать? Ведь сейчас, в цифровую эпоху, кино — это не только творчество, но еще и технологии.

Небольшой уютно обставленный офис в одной из Петербургских промзон. Здесь работает команда художников компьютерной графики. Здесь рождались спецэффекты для фильма «28 панфиловцев», сейчас идет подготовка к новому фильму про летчицу Лилию Литвяк.

Как и в актерской игре, в компьютерной графике нет единого конкретного секрета успеха, уверяет руководитель студии Михаил Лосев. Что Голливуд, что Петербург использует одни и те же технологии и программы. Главное — идея. Например, в этой студии освоили новый подход — брать за основу компьютерной модели поведение реальных объектов-миниатюр.

В то же время, в соседнем ангаре режиссер Андрей Шальопа руководит сборкой декораций — самолетов ЯК-16 в натуральную величину. Уже реализованный им проект «28 панфиловцев», деньги на который собирали всем миром, дал понять: смотреть на Голливуд как на непререкаемый авторитет — большое заблуждение, особенно для начинающих режиссеров.

Но даже многомиллиардная вселенная «Марвел» родилась из простой серии комиксов. А может ли Петербург создать что-то подобное?

Режиссер анимации, двукратный номинант на «Оскар» Константин Бронзит проводит для нас экскурсию по студии «Мельница». Полный цикл от рисовки до озвучки, от полнометражных проектов до мультсериалов. Но это лишь студия, не индустрия. И то, что, по мнению режиссера, сможет ее создать, профессиональная школа для молодых специалистов. Которая была в СССР и которая исчезла вместе с ним.

Одним словом, путь до Голливуда долог и труден. Предстоит сделать многое, чтобы этот путь пройти. Да, бюджеты голливудских фильмов не сравнить с российскими. Да, у нас нет такой развитой, как на западе, системы кинопроката. Но с чего начать в первую очередь — у каждого из наших героев свой ответ.

Более 100 лет назад Петербург стал родиной отечественного кинематографа, и самое время уже сейчас задуматься, над тем, как задавать мировые тренды. И когда-нибудь это обязательно случится. Многое еще придется создать, многое уже есть. Тем более, если бы награды вручали городам мира за лучшие локации, на фоне которых можно реализовать самые дерзкие режиссерские замыслы, Петербург определенно был бы в числе фаворитов.