Дворцы, парки и памятники архитектуры — мы привыкли жить в музее. Но всей этой красоты могло бы и не быть, если бы не подвиг реставраторов, которые буквально из руин после войны восстанавливали город. О том, как воссоздавали историю, и что такое ленинградская школа реставрации — в репортаже Натальи Бандуриной.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«Продолжаем выпуск. Профессиональный праздник реставраторов — 1 июля. Именно в этот день в 1945 году в Ленинграде были основаны государственные архитектурно-реставрационные мастерские для восстановления памятников, разрушенных в годы Великой Отечественной войны.

Ленинградская архитектурно-реставрационная мастерская Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома и стала точкой отсчёта для прославленной ленинградской, петербургской школе реставрации. Восстановительные и реставрационные работы не прекращались все последующие годы, что позволило донести до наших дней неповторимый облик Санкт-Петербурга и его пригородов. Поздравить наших замечательных и высочайшего уровня профессионалов реставраторов приехал губернатор Александр Беглов. Вот что он отметил в своём поздравлении».

Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга:
«Ленинградская школа реставрации известна во всем мире. Наши великие мастера возродили разрушенный ансамбль Петергофа, Царского Села, Павловска, Гатчины. Сегодня весь исторический центр и ансамбли пригородов находятся под охраной ЮНЕСКО. Около 9000 памятников охраняется государством. И главные в этой работе – реставраторы. В зоне их профессионального внимания не только фасады, но интерьеры, сады, парки, набережные Петербурга. Активные работы по сохранению памятников не останавливались даже в пандемию».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Итак, наш репортаж «Сохраняя вечность», как в  Петербурге отметили день реставратора. Ведь для такого города, как наш, профессия реставратора — это почти градообразующее ремесло и национальная идея. Ведь не будь у нас такого уровня реставраторов, мы бы и жили в другом городе. Он был бы иным. Не таким, каким его сейчас знает весь мир. Знает наш блистательный, великолепный, неповторимый и фантастический красивый Петербург. Тему продолжит  Наталья Бандурина».

Икона 15 века, это картина 17 века. Подлинные сокровища из запасников музеев и далеких церквей и церквушек. Но на данный момент — это дипломные работы выпускников-реставраторов. В лики святых особенно внимательно вглядываются рецензенты, сравнивают до и после, а выпускники в прямом и переносном смысле ждут защиты.

Именно здесь, в Академии художеств, 50 лет назад возникла уникальная школа художников-реставраторов, она была первой в стране, сегодня преподавателям и студентам доверяют самые известные музеи страны свои полотна, некоторые из них могут находиться в мастерских по 20 лет, в зависимости от сложности проводимой работы.

Сами себя они сравнивают с докторами. Да и набор инструментов почти такой же: шприц и скальпель.

И это все ленинградская реставрационная школа, которая известна всему миру. Которая не просто ремесло, а про сложную и кропотливую исследовательскую работу. Этим и отличается от остальных. Каждый выпускник академии – специалист на вес золота. В таком городе, как Петербург, работа ему найдется всегда.

Колокольня Николо-Богоявленского морского собора — доминанта района Коломны — построена еще при Елизавете, жемчужина русского барокко. Сейчас больше напоминает космический корабль на старте.  Окутана строительными лесами, а колокол впервые за 56 лет не собирает верующих на службу. Идет реставрация.

С азартом детектива каждый миллиметр вверенного ему объекта изучает главный реставратор. Удивительные находки повсюду. Здесь видны проемы в кирпичной кладке еще от тех строительных лесов 18 века, современные, к слову, почти встали в те же пазы. А вот открылись металлические направляющие с клеймом знаменитого завода Демидова.

Там, где гнезда у птиц, а облака совсем близко, их рабочие места. Пока одни укрепляют несущие конструкции колонн, другие воссоздают лица ангелам. Сначала доставляют утраченные элементы, а потом вытачивают.

Хорошо, когда есть чертежи и документы, которые просто необходимы для таких работ, а когда их нет? Бумага, особенно когда ей чуть меньше 300 лет, при ненадлежащем хранении разрушается.  И тогда на помощь приходят другие реставраторы.

В этой лаборатории спасли сотни тысяч уникальных документов, сейчас здесь спасают вот эти метрические книги 18 века. Они попали в очень плохом состоянии, шаг за шагом, каждую страницу реставраторы будут восстанавливать. Сначала просто счищать грязь, потом проверять на уровень кислотности и на предмет зараженности грибком. Плесень — злейший враг старинных документов.

Специальным раствором реставраторы смазывают порванные края, а потом, как заплатки на одежде, надставляют недостающие кусочки бумаги. Дальше листы отправляются в сушку, только потом на переплет. Обычно, реставраторы в документы не вчитываются, но есть те, к которым особое отношение.

Именно после войны появилось такое понятие, как ленинградская реставрационная школа. Потому что в то, что они сделали, невозможно поверить. Они пришли в прямом смысле на выжженное поле: Петергоф, Царское село — от дворцов и парков ничего не осталось. Фашисты уничтожили все.

В это сложно поверить но уже в 46-м году в парке запустили фонтаны, а в 73-м году дворец открыли для посетителей.

Наталья Бандурина,корреспондент:
«Когда говорят о подвиге реставраторов, многие относятся к этому, как громким словам, потому что мы привыкли видеть в музее то, что привыкли. Здесь, в Гатчинском дворце в Чесменской галерее, намеренно оставили ее по большей части такой, какой ее оставили немцы в 44-м году».

Даже сегодня спустя почти 80 лет, работы по восстановлению дворца не закончены. Настолько он был сильно разрушен.

Есть профессия реставратор, а есть желание быть причастным к сохранению города-музея, в котором живешь. В парадной бывшего доходного дома Тимофеева после протечки крыши открылась роспись на стене лестничного пролета, которая десятилетиями скрывалась под слоями краски. Можно было бы обратно все закрасить, но жильцы дома решили ее восстановить.

Инна, например, часами теперь проводит время в таком положении — фонариком подсвечивает реставратору, который, к слову, на добровольных началах помогает, места расчистки, очень скоро здесь снова появятся кувшинки и оригинальный голубой фон за ними. По всей стене скорее всего восстанавливать рисунок не будут — слишком сложно.

Вот такой в этом смысле уникальный город Петербург. Когда в центре города реставрируют старинный храм, в парадной дома жильцы по собственной инициативе воссоздают утраченную роспись на стене. Так одни заканчивают Академию художеств, и реставрация становится смыслом жизни, для других сохранить свой город — это состояние души.