Тревожная статистика. Больше 20 тысяч новых случаев онкологических заболеваний за прошлый год. И это на 5-миллионный город. Каждый год число впервые выявленных злокачественных образований становится больше. Но противостоять этой страшной болезни можно и нужно. Необходим комплексный подход. Решение проблемы лежит в нескольких областях. В первую очередь, это наука, медицина, фармацевтика, экономика. Петербург занимает передовые позиции в борьбе с одной из главных проблем 21 века. А потому эта тема – под особым, губернаторским контролем.

70-летняя Людмила Борисовна рассказывает о внуках и весело смеется. А между тем только в феврале ей провели сложнейшую операцию. Лучшие хирурги петербургского онкоцентра не только удалили гигантскую опухоль в грудой клетке, но и спасли легкое.

Людмила Александрова,пациент петербургского онкоцентра:
«Я уже дышать могу. Уже не останавливаюсь. Надеюсь, что скоро буду бегать».

На момент операции женщина дышала одной частью верхней доли легкого. Опухоль 30 см в длину и 6,5 кг весом выдавала себя только одышкой.

Игорь Мосин,профессор, заведующий торакальным, опухолей головы и шеи онкологическим отделением:
«Такие гигантские опухоли в мировой литературе не описаны. В мировой статистике это частично описано, у всего 600 пациентов за всю историю хирургии».

Сегодня врачи Людмилы Борисовны с уверенностью заявляют: прогноз благоприятный. И даже вероятность рецидива сводится к нулю. Сложнейшая операция прошла успешно, в очередной раз подтвердив высокий уровень медицины Петербурга и высокую квалификацию врачей города.

К онкологам женщина попала вовремя, после обращения в районную поликлинику. Насколько часто петербуржцы обращаются к специалистам в профилактических целях, мы спросили на улицах города.

— Честно говоря, голову не забиваем этим. Что будет, то и будет.

— Нет, не проверялась. Считаю, что нужно, но как-то руки не доходят, все время некогда, а вообще считаю, что это нужно обязательно.

— Нет, я не проверялась на онкологические заболевания. Как пойдет, так и пойдет. Не знаю, не хочу ничего знать заранее.

— Нужно иметь, наверное, какие-то к этому предпосылки. А куда идти-то?

Центр Амбулаторной онкологической помощи на улице Сикейроса, сокращенно ЦАОП, открылся в прошлом году. За 6 месяцев районные поликлиники направили сюда 14 тысяч петербуржцев. У 516 человек подтвердилось онкологическое заболевание. В прошлом году подобных центров в Петербурге запустили 8. Перед ЦАОП стоит серьезная задача – стать той самой всеобщей, масштабной базой профилактики и диагностики злокачественных образований.

Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга:
«Как показывает опыт, эти центры очень нужны. Они помогают сократить сроки диагностики онкологических заболеваний, выявить их на ранней стадии. В 2020 году мы планируем открыть еще 5 таких центров, до 2022 года такие центры будут созданы в каждом районе».

Все исследования проводятся по направлению из поликлиники по месту жительства. Достаточно прийти к терапевту за направлением. Диагностику в центрах амбулаторной онкологической помощи проводят на технологичном, современном оборудовании.

Евгений Багаманов,заведующий Центра амбулаторной онкологической помощи на ул. Сикейроса:
«Наш центр оснащен по последнему слову техники. Имеется компьютерный томограф, МРТ, эндоскопическое оборудование в полном объеме: гастроскопы, колоноскопы, фибробронхоскопия. Есть все возможности для ранней диагностики злокачественных образований».

С открытием новых центров процесс диагностики стал занимать несколько дней. Теперь не нужно проходить длительный путь от районных терапевтов до  городского онкологического центра на другом конце города. И тратить на это месяц.

Александра Феофанова,заместитель главного врача по медицинской части Центра амбулаторной онкологической помощи на ул. Сикейроса:
«То есть месяц человек ходит в этом стрессе, не зная, что у него. Потом его начинают обследовать. Только потом устанавливают диагноз. И все это время он ездит в эти центры, которые далеко от дома. Сейчас в каждом районе будет такой центр».

До лета во всех 8-ми ЦАОП начнут проводить химиотерапию. Раньше это тоже было возможно только в  крупных онкологических федеральных и городских центрах. Главная задача новых учреждений в городской системе здравоохранения – выявить рак на ранней стадии. Значит, дать реальный шанс на долгую и качественную жизнь.

О важности ранней диагностики говорил и известный петербургский онколог Андрей Павленко. Хирург обнаружил у себя рак желудка уже в третьей стадии. Проходя через все этапы лечения, которые назначал пациентам сам, врач начали вести онлайн-дневник о том, как бороться с болезнью. Тысячи зрителей и подписчиков разделили с медиком его горе.

Андрей Павленко,хирург-онколог:
«Путь пациента гораздо сложнее, чем я думал. Я имею в виду послеоперационный путь. Во-первых, приходится много терпеть, гораздо больше, чем я предполагал. Я стал лучше понимать своих больных – это 100%».

Онколог умер 5 января этого года. Еще при жизни Андрей Павленко основал грант с целью просвещения в этой сложной для общества теме. И даже после смерти врача его дело продолжает жить. В своем дневнике уверял: ему просто не повезло. С диагнозом «рак» можно жить. Нужно больше знать и меньше бояться. 

«Расскажите людям правду о раке, и они перестанут его бояться». Это цитата основоположника онкологии Николая Петрова. Изучать злокачественные образования впервые серьезно начали именно в городе на Неве. Уже в 1910 году петроградский врач Николай Петров выпускает свою книгу «Общее учение об опухолях». А в 1927 году по его инициативе начинает работать первый в СССР онкологический институт. Сегодня медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова – один из крупнейших федеральных центров страны. В начале прошлого века Ленинградская медицина занимала передовые позиции. Уже в 21 веке это позволило создать мощную научно-медицинскую базу уже в Петербурге. Сегодня наш город лидер в России в вопросах изучения онкологических заболеваний.

Дмитрий Лисовец,председатель Комитета по здравоохранению:
«Доля пациентов, у которых злокачественные образования были выявлены на ранней стадии, составляет 59%. Показатель для Российской Федерации, могу ошибиться, но порядка 55,5%. Показатели, которые характеризуют качество оказания медицинской помощи, а именно – 5-летняя выживаемость, тоже у нас соответствуют целевым – 56% граждан, у которых диагноз установлен, живут 5 лет и более. Я думаю, если те темпы, которые мы набрали, сохранятся, через какое-то количество лет, в ближайшей перспективе, можем говорить о 10-летней выживаемости».

Петербург может вполне конкурировать и с европейскими медицинскими центрами, уверенны специалисты. Во-первых, лечение онкологических заболеваний в стране бесплатно по полису ОМС для ее жителей. А лечение за рубежом начинается в среднем от 10 тысяч долларов до нескольких сотен. При этом уровень онкологической помощи не уступает западному.

Виталий Егоренков,заместитель директора по медицинской части петербургского онкоцентра:
«Знаете, я достаточно часто выезжаю в зарубежные страны обмениваться опытом со своими коллегами, посещаю центры, проходил стажировку в Японии. Мы не отличаемся фактически в настоящий момент от тех центров Европы по своему оснащению, по своим стандартам. Если действительно 20 лет назад это был провал, то в настоящий момент та техника, которая присутствует у нас, зачастую уже не присутствует в Европе. Либо является устаревшей. Поэтому, конечно, мы сейчас в более выигрышном положении. Мы обладаем самым современным оборудованием».

Высокотехнологичное оборудование, квалифицированные врачи, доступность — все это важные составляющие в лечении тяжелого заболевания. Но по-прежнему главным остается забота человека о самом себе.

Дмитрий Гладышев,главный внештатный онколог Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга:
«Приходит пациент  65-70 лет с огромной опухолью, допустим, желудка или кишки. «А меня ничего не беспокоило!» Хотя всем понятно, что надо диспансеризацию проходить. Да приди туда – все тебе сделают! Сделают анализы на скрытую кровь, по показаниям сделают гастроскопию, колоноскопию, анализ крови банальный. Гемоглобин низкий. Ну, что это? Приходит пациент, гемоглобин – 60 – 70».

Сухие, но пугающие факты. Каждый год впервые выявленных онкологических пациентов становится больше. Так, в прошлом году рост составил 3% по сравнению с 2018 годом. Если сравнить эту же цифру с 2013-м, то мы увидим, что число впервые выявленных онкобольных за 6 лет выросло на 28%. Идем дальше. 2008 год. За 11 лет число впервые выявленных злокачественных образований выросло почти на половину – 45,8 %. С другой стороны, подобный стремительный взлет говорит о том, что опасное заболевание стали лучше диагностировать. Больше половины случаев — это болезнь на ранних стадиях, которая имеет гораздо больше шансов на излечение.

Механизм появления злокачественных опухолей до сих пор окончательно непонятен и универсального средства против рака не изобретено. Но современная медицина позволяет даже на поздних стадиях рака, жить пациенту обычной жизнью. Сейчас все больше начинают использовать комбинированные методы, когда пациент может получать сразу несколько видов лечения.

Федор Моисеенко,заведующий химиотерапевтическим отделением Петербургского онкоцентра:
«Активная локальная терапия, удаление очагов или части очагов, облучение, воздействие лучевой терапией на очаги в головном мозге, воздействие на очаги, которые вызывают какие-то болезненные ощущения. Все это позволяет обеспечить пациентам, которые получают системную терапию, максимум длительности выживания на фоне максимального качества жизни».

Второй год с онкологическим заболеванием легких борется Наталья Татаринова. На седьмом месяце беременности у нее появился сильный кашель. После родов врачи поставили страшный диагноз. Сейчас девушка проходит курс молекулярно-таргетной терапии. Воспитывает дочь и верит в лучшее.

Наталья Татаринова,житель Санкт-Петербурга:
«Сколько бы мне не было отпущено, почему я не могу жить? Да, у меня болезнь. Я не спорю, но я хочу жить. Здесь, сейчас, не откладывая на завтра, не строя планы на завтра. Я стала таким глупым вещам радоваться. С дочей проснулись, потянулись, солнышко там, папу встретили».

Никто из врачей-онкологов не обещает пациентам полного выздоровления, но всегда напоминают: положительный настрой — половина успеха. Остальное сделают специалисты и новейшие методы лечения. Один из таких применяют в «Медицинском институте имени Березина Сергея». Здесь работает единственный в России и странах СНГ Центр протонной терапии. Сложнейшее высокотехнологичное оборудование, которое позволяет сделать процесс облучения опухоли гораздо безопаснее для пациента, чем при обычной лучевой фотонной терапии.

Николай Воробьев,заведующий отделением радиационной онкологии «Медицинского института имени Березина Сергея»:
«И гематологическая токсичность гораздо меньше, и поздние осложнения, в частности, со стороны нервной системы, и влияние на рост и развитие меньше в разы, чем при стандартной лучевой терапии. Это мы видим и в процессе облучения, и спустя длительное время».

Несколько лет назад маленькому Дане Губину поставили диагноз: злокачественная менингиома полости носа. Шанс выжить у мальчика был небольшой. До визита в Центр протонной терапии малышу сделали пять операций. Но опухоль росла снова и снова. Сейчас, после года лечения здесь, появилась надежда.

Константин Губин,отец Даниила Губина:
«Год назад мы проходили протонно-лучевую терапию, 30 сеансов. И сейчас, спустя год, делаем контрольную МРТ. Опухоль практически больше не функционирует».

В этом году сотрудничество города и частного «Медицинского центра имени Березина Сергея» вышло на новый уровень. Губернатор принял очень важное решение для маленьких петербуржцев, имеющих онкологические заболевания.

Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга:
«Все 100% наших детей, которые будут нуждаться в этом лечении, будут полностью охвачены. Город полностью выделит необходимые средства для лечения наших детей».

При этом обычная фотонная терапия всегда бесплатна для жителей города по полису ОМС.  Еще одной важной договоренностью между правительством города и руководством частного центра Березина стало строительство Центра фотонной терапии на юге города.

Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга:
«Мы уже с центром заключили предварительное соглашение о том, что будет строительство второй очереди. Подобрали соответствующее помещение, землю для строительства. И всячески будем способствовать центру развиваться дальше».
Аркадий Столпнер,председатель правления медицинского института имени Березина:
«Мы в течение двух лет построим за наши деньги и деньги инвесторов этот центр, и он будет оказывать помощь технологичную только за деньги ОМС».
Виктория Демина,обозреватель:
«Петербург сегодня претендует на статус медицинской столицы России. Для жителей города доступна квалифицированная и технологичная помощь, за которой в Петербург едут со всех уголков страны, ближнего и дальнего зарубежья. В лечении онкологии наш город занимает лидирующие позиции, с каждым годом наращивая свой фармацевтический, технологический и медицинский потенциал. Сделать так, чтобы для петербуржцев медицина была доступной, качественной и эффективной – задача, которая находится под губернаторским контролем. И это не просто один из вопросов, это вопрос в буквальном смысле жизни и смерти».