АННА ЛЕСИНА,корреспондент:
«Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез». Какие все-таки стихийная красота и сила скрыты в этих строках! Неслучайно «Снеугрочка» была любимой пьесой Николая Римского-Корсакова, русского композитора, ставшего выдающимся оперным сказочником. Но за этим канонизированным образом мало кто замечает человека, совершившего настоящую симфоническую революцию».

Что мы знаем о Римском-Корсакове? Профессор, участник «Могучей кучки», автор 15
самобытных опер, в конце концов маэстро с необыкновенной верой в сказку. Но что на
самом деле он хотел донести до слушателей своей музыкой? Какие тайные смыслы
скрывал на нотном стане своих партитур? В год 175-летия композитора попытаемся прочитать его произведения, если можно так выразиться, между нот.

Глава первая: «Уважить не хочешь Кащеевы речи»

Свой 61-й день рождения 6 марта 1905 года Николай Андреевич встретил в обстановке
небывалого напряжения. «Как это ни вероятно, но факт!» — кричал заголовок газеты «Русь»
в его руках. Римский-Корсаков, самый авторитетный профессор Петербургской консерватории уволен. Всему виной — революционные события того же года. Римский-
Корсаков официально вступился за отчисленных после забастовки студентов. Такого власти простить не смогли и отстранили композитора от преподавания. В знак протеста вслед за Римским-Корсаковым из Консерватории ушли и самые известные ее педагоги. Событие вызвало небывалый резонанс. В этой увесистой папке – лишь малая часть газетных статей.

ТАМАРА СКВИРСКАЯ,главный редактор РИО СПб Консерватории им. Н.А Римского-Корсакова:
«Звезды первой величины покинули Петербургскую консерваторию, и мы видим нарисунке, как стоит бюрократ и ломает голову: «Гм, а кто же будет учить музыке? Говорят,наш сторож недурно играет на балалайке».

Несмотря запрет на произведения опального композитора, в тайне в театре Комиссаржевской ставят новую оперу Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный». Начать
второе действие не дала ворвавшаяся полиция. Казалось бы, что опасного в «осенней
сказочке», как называл ее сам композитор? Но смысл был ясен: безотрадное Кащеево
царство – это ничто иное как пророчество скорой гибели самодержавия. Изящная
сатирическа игра была изюминкой ряда произведений Римского-Корсакова, но «Кащей» —
это верх гротеска, созданный при помощи не слов, а музыкальнх звуков! Резкий фальцет,
неудобные гласные в высоком регистре, режущие слух «колючие» мелодии – они раскрывают душу злодея.

НИКОЛАЙ ГОЛОВКИН,праправнук Н. А. Римского-Корсакова:
«В этой опере поучаствовала моя бабушка София Николаевна. Римский-Корсаковпривлек свою дочь к созданию либретто «Кащея»: они уходили в лес одни и обсуждали,как должно все быть. Много было переживаний – как публика примет оперу, как пройдет цензуру и так далее».

«Кащей» оказался, пожалуй, единственной оперой, не претерпевшей правок. Во всех
остальных он постоянно искал идеальное звучание. Чего стоит только его Первая
симфония.

ЛАРИСА МИЛЛЕР,заведующая отделом рукописей НМБ СПб Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова:
«Он очень критически отнесся к этому сочинению: видите, оторван кусок. Композиторпотом в «Летописи» об этом писал, что его многое в сочинении не устроило и дошловплоть до того, что композитор на страницах патритуры написал критические надписисамому себе — «идиот и болван».

Перфекционизм осложнял отношения с императорским двором и Мариинским театром.
Показ в опере царствующих особ тогда был под запретом, и совсем не мудрено.

НАТАЛИЯ ЭНТЕЛИС,музыковед, член союза композиторов Санкт-Петербурга:
«Все началось со «Сказки о царе Салтане» — царь еще вполне хорош, но немножкоглуповат. Потом «Кащей Бессмертный», а потом «Золотой Петушок». Это одна линия, ипро «Петушка» Римский-Корсаков сказал: «Я Додона хочу осрамить окончательно».

Сказочно-политическое проивзедние в итоге стало новой ступенью в трактовке оперного
жанра. К слову, спустя три года Римский-Корсаков вернулся в Консерваторию, а «Золотой
петушок» готовился к первому выходу на сцену.

Глава вторая: «Уж панночка сбирает русалок вкруг себя»

Впечатления, полученные в детстве, всю жизнь звучали в сердце композитора. Здесь, на
берегу реки Тихвинки, в этом имении с мезонином он и родился. Сегодня фамильный дом
находится на реставрации и закрыт для всех, но мы – первая съемочная группа, которую
пустили внутрь.

ЭЛЕН БОРДОВСКАЯ,директор Государственного дома-музея Н. А. Римского-Корсакова:
«Это любимое место где собиралась вся семья хозяин Андрей Петрович в качествезабавы, когда садился за фортепиано попеременно брал ту или иную ноту, а маленькийРимский-Корсаков из соседней комнаты должен был угадать какую ноту взял батюшка.Получалось всегда!».

Под окнами этого балкона зимой, на Масленицу, сжигали чучело, во дворах катались на
расписных санях и распевали обрядовые песни. Будущий композитор впитывал каждый
звук, каждый мотив, чтобы затем талантливо воплощать их в операх-сказках.

АННА ЛЕСИНА,корреспондент:
«Именно этот пейзаж видел маленький Ника из окна своего дома. За годы здесь малочто изменилось: все так же течет река Тихвинка, на берегу которой стоит богородичныйУспенский мужской монастырь. Каждое утро будущий композитор просыпался подперезвон его колоколов, впоследствии они зазвучали и в его музыке».

Звоны пасхальной заутрени Успенского монастыря легли в основу увертюры «Светлый
праздник». В Тихвине в Детской школе искусств, названной в честь композитора, сделали
переложение этого произведения. Знание русской музыкальной культуры — вот признак
работ композитора. «Майская ночь» — одно из популярнейших сочинений Римского-
Корсакова, еще в детстве он зачитывался одноименной повестью Николая Гоголя. Здесь и
обрядовые купальские хороводы, и подлинные народные песни, наделенные напевными
мелодиями, а оркестровка невероятно прозрачная и светлая.

НАТАЛИЯ ЭНТЕЛИС,музыковед, член союза композиторов Санкт-Петербурга:
«На самом деле это глубоко философское произведение. Римский-Корсаков, наверно, единственный из русских композиторов, которому была доступна фольклорная мифология народа. Это то двоеверие, которое очень аккурано сохранила православная церковь на Руси, которая приурочила церквные праздники к языческим, которая сохранила языческие обряды придав им другой смысл».

Из Тихвина Римский-Корсаков уехал в 12 лет, но то, что он впитал в себя в детстве —
сохранил навсегда, и именно оно определило особенный музыкальный строй. Римский-
Корсаков, стал одним из первых композиторов, положивших народный фольклор в основу
симфонического звучания.

Глава третья: «Бездна морская, кто тебя смерит?»

«Кажется, в Немецком море нас покачает, – пишет Николай в каюте парусного корабля —
Вообразите: идете вы, для примера сказать, в Немецком море; небо мутного цвета; ветер
завывает, качает так, что едва на ногах стоите; Холодно. Маленькая тошнота… Приятно!..».

АННА ЛЕСИНА,корреспондент:
«Если подробно изучить карту Приморского края, в южной его части можно найти архипеллаг Римского-Корсакова, и он назван совсем не в честь композитора, а его старшего брата Воина, совершившего кругосветное путешествие. Мало кто знает, носудьба будущего композитора была предрешена и совсем не связана с музыкой».
СЕРГЕЙ ВОЛЬСКИЙ,военный дирижер Морского корпуса Петра Великого:
«Особая страница в истории Морского корпуса — это династия Римских-Корсаковых. Этоособая гордость для нашей истории, поскольку это фамилия дала военно-морскомуфлоту 17 морских офицеров, семь адмиралов и один Флагман советского военно-морского флота. Четверо Римских-Корсаковых в разное время возглавляли наше учебноезаведение».

Но, к сожалению родителей, тяга Римского-Корсакова к музыке была так сильна, что даже
поступив в морской корпус, он прославился там не как адмирал, а реформатор духовых
оркестров морского ведомства. Впрочем, как бы Николай ни жалел о службе, отправившись в 1000-дневное морское путешествие, годы, проведенные на корабле
«Алмаз», подарили музыкальному миру неповторимый шум моря.

НАТАЛИЯ ЭНТЕЛИС,музыковед, член союза композиторов Санкт-Петербурга:
«Вот представьте такой огромный инструмент там-там, висит на специальной вешалке,подставке. И вот этот инструмент, например, в «Шехеразаде», ему был нужен для того,чтобы сделать один единственный удар. Зато этот удар был там, где корабль мореходаразбивался от скалы».

Кажется, в каждой морской сцене закодированы строки из судоходного дневника: буйство
моря в «Шехеразаде» — пережитый им трехдневный шторм после отплытия из Кронштадта, водная гладь в «Садко» — привычный пейзаж в долгих вахтах. Ожить «окиану-морю синему» помогла и разработанная комозитором гармония.

АНДРЕЙ КОМАРОВ,аспирант СПб Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова:
«Это гамма Римского-Корсакова — она не сложна по строению, это чередованиеполутонов и тонов. Такая гамма имеет свое причудливое звучание. Например,погружение Садко в морскую пучину».

Морскую оперу композитор писал, сидя за этим самым столом в своей квартире на
Загородном проспекте. Только вдумайтесь, не подходя к инструменту, он составил
инструментовку для целого оркестра! На то у Римского-Корсакова был исключительный
слух и ассоциативная память: тональности в его голове имели определенные цвета! Не
трудно догадаться, строй какого цвета он использовал чаще всего.

НИНА КОСТЕНКО,заведующая мемориальным Музеем-квартирой Н.А.Римского-Корсакова:
«Тональность ми мажор – любимая тональность Римского-Корсакова. Это синий цвет, Даже его сюртук был с синеватым отливом, это тональность морская. В опере Садко очень часто звучит тональность ми мажор. Если попадает блеск луны, на водную гладь, эта тональность приобретала оттенок лазоревый, сапфировый. Эта тональность ночная – тональность, связанная с ми мажор».

Мы можем попытаться представить, как видел звуки композитор. Например, такую
цветовую палитру рождает музыкальный этюд звездного неба над океаном. Возможно,
именно цветной слух помог Римскому-Корсакову стать лучшим музыкальным маринистом.
Но многие музыковеды уверены: так непревзойденно передать всплески утреннего океана
и звон рыбьей чешуи может только музыкант, род которого столетиями был неразрывно
связан с морем.

Финал

Специально для нашего канала впервые в истории выпускник Консерватории закодировал
в нотах фамилию Римского-Корсакова и получил удивительный результат.

АНДРЕЙ КОМАРОВ:аспирант СПб Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова:
«Мой эксперимент – в создании криптограммы для Римского-Корсакова. Подобнаяконструкция есть, например, у Баха. Сложность заключалась в том, что некоторые буквыего фамилии не имеют соответствия с нотами. Я попробовал гармонизовать эту криптограмму и у меня получился такой музыкальный отрывок. Некоторая загадочность, все-таки есть. Не зря его называют великим сказочником».
АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ,заслуженный артист России, ректор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
«Жизнь таким образом определила, что мы его помним, и произведения его прочновошли в нашу жизнь. Тот же «Полет шмеля» из «Царя Салтана» знает каждый, иневозможно представить мир, в котором этого полета шмеля не существует».

В 3 года Римский-Корсаков играет на барабане, попадая в ноты.
В 6 — освоил фортепиано.
В 11 — создал первое музыкальное сочинение.

Гениальная одаренность помогла Римскому-Корсакову стать эпохальной фигурой в истории развития русской классической музыки.

1882 год. В Бесплатной музыкальной школе ставится Первая симфония никому не
известного Римского-Корсакова. Внезапно она оказалось столь хороша, что вызвала ажиотаж. «Автора! Автора!», — скандировал зал. Высокий скромный юноша в форме ступил на сцену. Публика опешила: «Как? Автор — этот гимназист?! А затем грянул шквал аплодисментов. Каждый был уверен: «Юношу ждет славное будущее».