Три тысячи салютных залпов. Полторы тысячи световых приборов. Звук мощностью в сотню киловатт. Гигантские панорамные экраны. Мэппинг на площади около 2 тысяч квадратных метров — такого, кажется, не делал еще никто и никогда. И, наконец, она — виновница праздника — Екатерина Великая, говорящая с каждым из собравшихся здесь зрителей. 

Таким запомнится осенний праздник фонтанов 2019 года — самый масштабный, самый эффектный, немного фривольный и даже провокативный. Все под стать героине вечера. А вот, как этот праздник создавался.

Говоришь Петергоф — подразумеваешь фонтаны. И, разумеется, пышные петергофские праздники.
Само это явление, кстати, зарождалось именно при Екатерине Великой. Фейерверки, иллюминации, игра огней и кристально чистых струй  Большого Каскада — обязательные атрибуты уже в конце XVIII века. Сегодняшний Петергоф весь, целиком — о слиянии исторического и современного. Вот и осенний праздник фонтанов — идейно наследник императорских гуляний прошлого, по форме — традиция довольно молодая.

ЕЛЕНА КАЛЬНИЦКАЯ,генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:  

«Создавая эти праздники, мы пришли к такому убеждению, что этот праздник должен обязательно быть просветительский! И родился такой его формат. Многие годы я принимаю участие в написании сценария, мне это очень нравится, потому что надо подумать, что из такого огромного количества фактов исторических выбрать, чтобы это было интересно, чтобы брало за душу и чтобы это понравилось молодЕжи?! Последние годы мы шли по пути государственной программы — был год культуры, год литературы, год экологии. И все-таки нам захотелось вернуться к своим корням, петергофским корням.

Вообще, у нас весь год прошёл под знаком Екатерины Великой. На реставрацию отправился Екатерининский корпус. И весь год я думала про Екатерину. Какая она? Оказалось, что она очень веселая, я этого не знала, но я сама человек веселый, так что мне это оказалось по нутру! И я предложила — давайте сделаем про Екатерину. Тем более в этом году круглая дата — 290 лет. И все совпало!»

В этом одновременно и логика, и парадокс. 290 лет со дня рождения императрицы отмечать праздником того, что она едва выносила. Про фонтаны Екатерина писала, что они «мучают воду»  — не любила всё нерациональное, усложнённое, неестественное. Но ведь из противоречий складывалась вся её жизнь — провинциальной немецкой принцессы, ставшей самодержицей всероссийской. 

ЕЛЕНА КАЛЬНИЦКАЯ,генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:
«Петергоф для нее был местом знаковым. Почему? Она здесь стала императрицей, она отсюда уехала за братьями Орловыми в Петербург, ей присягнула гвардия, и она вернулась самодержавной русской императрицей! Это важно понять — императрицей она была, она стала самодержавной! Для меня она — интереснейший человек. Во-первых, абсолютно мощный руководитель, человек решающий и берущий на себя ответственность. Во-вторых, абсолютная женщина, которая состоит из любви. Эти истории с фаворитами, она такая разная. И я все время думала, почему она себя так вела?! Она же понимала, что это может не понравиться обществу. Она себя этим поддерживала. Иметь возле себя любящего мужчину, восторженного мужчину — ей было очень приятно».

Как уместить в один час человеческую жизнь? Да еще такую, как у Екатерины, амбициозной и волевой — приехавшей в огромную и непонятную для себя страну, когда ей было всего 14, а спустя менее двух десятилетий приступившей к созданию себя самой и новой империи будто без колебаний.

Час феерии — результат месяцев кропотливой работы. С дневниками, письмами, историческими документами. Сегодня — время, когда каждый сам за себя решает, что он видит и как это понимает. Потому естественно, что произнесение главных слов оставили за самой Екатериной. 

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВ,видеорежиссер проекта:
«Нам была интересна очень трансформация империи не только территориально, но и которая произошла в головах людей во время правления Екатерины, она говорит главные слова — я верю, что мы воспитаем новое поколение людей. Протянуть идею этой трансформации территориальной, города, архитектуры, стиля и в конченом итоге — ментальной, в головах людей!»
ГЛЕБ ФИЛЬШТИНСКИЙ,арт-директор проекта:
«Это приблизительно 1/20 всеХ декораций, которые там будут. Или даже 1/50, если учесть, что сам фасад Растрелли превращается в декорации. Но эмоции, человеческое лицо хотелось донести. Хотелось, чтобы Екатерина сама обратилась, там в финале сцена, где современные люди спорят — это сделала правильно, это нет. Практически они доходят до конфликта, как в фэйсбуке сейчас. И она говорит главные слова, которые подытоживают все — говорит точные и пронзительные вещи на сегодня!»

И еще о естественности петергофских парадоксов. Порядок, красота и совершенство — вот к чему стремились создатели регулярных парков, притягательных в своей строгой симметричности. Но в этот вечер с чёткими линиями Большого Каскада поспорят танцовщики, ведомые своим не знающем полумер руководителем Сергеем Луковским.

СЕРГЕЙ ЛУКОВСКИЙ,режиссер по пластике:

«Моя задача — это, прежде всего, резонанс. Моя задача заставить каждого человека подумать: а почему? Я ни в коем случае никогда не добивался общего признания. Я постоянно на всех худсоветах спорю и ругаюсь. Я хочу делать нестандартные, скандальные и провокационные вещи. Я хочу рассказывать про императрицу современным языком. Это, действительно, уникальное произведение. Именно здесь я обязан ходить по лезвию бритвы. Именно здесь у меня есть возможность миксовать, делать эклектику. Превращать классическую хореографию в паппинг, превращать минуэт в инди-поп или превращать минуэт в хип-хоп. Здесь у меня есть возможность работать контрастно.

Я не могу работать с современными танцовщиками. Мне необходим универсальный артист, который сможет станцевать абсолютно все. И даже не артист, а актер. Во время шоу мы имеем огромное количество звуков. Огромное количество света. У нас постоянно присутствует салют. Огромные залпы салюта, и ни один актёр не имеет право проиграть самому большому залпу».

Петергоф — удивительное место. Про которое поэт Александр  Воейков писал, что здесь море над главой, здесь море под ногами. И конечно, именно вода, фонтаны правят этим балом — кульминацией всего сезона. 

ОЛЕГ ЗОТОВ,техник-гидротехник ГМЗ «Петергоф»: 

«Мы находимся в западной части гротов Большого каскада. Вот мы видим — зеленая труба, она подводит воду на всю западную лестницу Большого каскада. А вот так раньше выглядели фонтанщики! Да, форма подмастерья очень маленькая, буквально на мальчика лет 11, щупленького, специально для того, чтобы они сами пробирались по трубам и вручную чистили их.  Сейчас все фонтаны парка обслуживает команда порядка 20 человек. На непосредственно Большом каскаде каждый день находится по 4 человека.

Это уникальное сооружение, без единого насоса работает, все самотеком. 300 лет назад это придумать и воплотить в таком масштабе, чтобы это до сих пор из года в год работала, радовало гостей наших. Ну не знаю, по-моему, это супер!»

Сама история Петергофа — это история переплетения разных культур. Немецкая, французская, итальянская, британская. Всё русское здесь очерчено иностранным влиянием. От этого никуда не деться. Накануне праздника фонтанов прошла встреча Ассоциации европейских королевских резиденций — представителей крупнейших дворцовых комплексов, от Версаля до венского Шёнбрунна. Резиденции, связанные не только наследием прошлого, но и созиданием лучшего будущего.
 

ЕЛЕНА КАЛЬНИЦКАЯ,Генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:
«Мы каждый спектакль сами ждём с волнением. Потому что должны понять, как это понравится людям, «как наше слово отзовётся». И мы по-разному с Фильштинским рассуждаем. Мне нравится, что молодёжь включает телефоны во время спектакля, чтобы унести с собой эту минуту. А Фильштинский говорит, что когда фонарики выключатся и телефоны перестанут записывать — это будет абсолютный успех, значит, действо поглотило!»

Хотя нынешний праздник подталкивает к тому, чтобы не выключать телефоны. Специально для этого шоу в Петергофе сделали  маску для инстаграма. Любой желающий может примерить на себя корону — выложить фото в соцсеть и стать частью праздника. Лучшие «коронованные» попадут на экраны.

ЕЛЕНА КАЛЬНИЦКАЯ,Генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:
«Я в какой-то степени сентиментальный человек, и вот я, пока не заплачу, значит, ничего не получилось. И я на себе всегда все это проверяю. Если меня не затронуло, я говорю Фильштинскому — что-то у нас не получилось. У нас такая шутка есть — пока Кальницкая не заплачет, спектакль дальше не пойдет.»

Самый глубокий след в истории оставляет тот, кому удалось превратить свое имя в имя прилагательное. Вот «екатерининское» — значит просвещенное, сильное, неколебимое. Нынешний осенний праздник фонтанов мог стать историей лишь этого превращения. И было бы увлекательно. Но вышла сага о человеческих страстях и, конечно, о любви, которые и в этот вечер разлиты в петергофском воздухе.