Петербург — единственный мегаполис России, который с момента своего основания имел схему застройки и всегда старался придерживаться генеральных планов. Как говорил Достоевский, «самый умышленный город на свете». При этом решить одну из главных задач урбанистики — найти баланс между комфортом и потребностями населения — не всегда получалось. Вместо парков и скверов, часто появлялись жилые кварталы, предприятия и дороги. Теперь дефицит общественных пространств – один из важнейших вопросов развития мегаполиса. И он под губернаторским контролем.

Общественное пространство — это не только парки и скверы, но и городские набережные, проспекты, улицы, переулки и даже дворы. Все то, где может оказаться петербуржец, выйдя из дома. И очень важно, что он увидит. Подстриженный газон, фонтаны и скамейки. Или безжизненный пустырь.

Андрей Федоров,обозреватель:
«Парк на этом месте должен был появиться еще в середине 20-го века. В генеральном плане восстановления Ленинграда после блокады архитектора Баранова территория обозначалась как сплошная зеленая зона. Но тогда замысел не реализовали. Приоритеты были другие. В самом центре города построили Институт прикладной химии, где разрабатывали химическое оружие и делали топливо для ракет».

Обветшалое строение снесли в 2012-м. Участок отдали под возведение Судебного квартала.  Но петербуржцы все это время хотели видеть в центре города не здания из стекла и бетона, а деревья. Об огромном саде на этом месте мечтал и академик Дмитрий Лихачев. И парк здесь появится.

Александр Беглов,временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга:
«Владимир Владимирович, огромное спасибо, что поддержали жителей города. Для нас это очень важно. Это новое развитие исторического места нашего города».
Владимир Путин,президент России:
 «Хороший проект. Хороший масштабный проект. Достойный Петербурга».

— Владимир Владимирович, как в Москве будет?

Владимир Путин,президент России:
 «Я думаю, что может быть чуть получше. Смотрите, во-первых, масштаб какой. Во-вторых, место. Прямо на берегу Невы. С выходом потом к Петропавловской крепости и на стрелку Васильевского острова. Виды, достойные мировых столиц».

Как в Москве — это парк «Зарядье», который появился в центре столицы на месте снесенной гостиницы «Россия». В 2018-м место стало единственным в стране, который зарубежные журналисты включил в список лучших в мире. Площадь 13 гектаров. Посещаемость 45 тысяч человек в день. Таких общественных пространств здесь не строили больше 200 лет. Что-то подобное теперь будет и в Петербурге.

На месте синего забора появится зеленая зона, творческие лаборатории и мастерские, кинотеатр, художественная галерея, арт-биржа, гастрономический кластер и подземная парковка на полторы тысячи мест. Доминантой станет Дворец танца Бориса Эйфмана.

Чуть позже стало известно, что парк расширят. С такой инициативой, по словам действующего губернатора, выступил президент. Территория будет увеличена почти в два раза. От Тучкова до Биржевого моста.

Кроме того, новое общественное пространство впишут в уже существующую пешеходную зону.  Для этого построят подземный переход к Мытнинской набережной и Петропавловской крепости.  Он позволит свободно передвигаться между парковыми зонами, минуя светофоры и дорожное движение.

Еще одна важная деталь: те проекты, которые показаны сейчас, это не окончательный вариант. Как будет выглядеть новый арт-парк, решат петербуржцы.

Александр Беглов,временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга:
«По поводу финансирования — мы сейчас будем заниматься. Потому что Владимир Владимирович нас поддержал в этом проекте. И это будет софинансирование, что касается парка и непосредственно  культурного центра. Как он будет называться, определят горожане. Это софинансирвоание и города, и Российской Федерации».

При этом московский опыт здесь, скорее всего, не подойдет. По крайней мере, так считают архитекторы. Над стеклянными куполами и тем, что внутри, еще нужно подумать.

Сергей Орешкин,архитектор:
«Зарядье — это парк аттракцион, а Петербург — это культурная столица. Петербург должен сделать свой петербургский парк и, скорее всего, какой-то интеллектуальный. Более тонкий, более соответствующий истории города. Город совсем особый, это европейский город, он другой. В России таких городов нет. Парк должен быть абсолютно петербургский».

Петербургский — это вот так, помпезно и с размахом. Дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове — первое место массового отдыха. Именно здесь горожане собирались еще в Царской России, а затем и в советское время. Правда, тогда Центральный парк выглядел иначе.

В 93-м парк лишился главной аллеи с мраморными вазами и бронзовыми скульптурами спортивной тематики. Но от этого он не стал хуже, ему вернули первоначальный «воздух». В те времена, после распада Советского Союза, город понес более масштабные потери.

Серый или ржавый пояс — это огромные промышленные территории, окружившие исторический центр Петербурга. Производство на большинстве этих фабрик давно остановилось, а значит появилось очень много пространства, которое можно задействовать.

Андрей Федоров,обозреватель
«Фабрика «Красный Октябрь» — проект немецкого архитектора Мендельсона. Здание в форме корабля построено в стиле конструктивизма. Архитектурный памятник — еще один объект, который должен стать местом притяжения. Внутри давно заброшенного гиганта городские власти планируют сделать новое арт-пространство. Здесь разместятся музей архитектуры и вторая сцена Государственной академической капеллы Петербурга»
анна дельгядоархитектор
«Безусловно, нужна реновация таких территорий. Причем, я считаю, что это должно делаться снизу, а не сверху, как у нас сейчас делается любая архитектура в городе. То есть это должна быть скандинавская система архитектуры снизу. Открытые конкурсы, в которых смогут участвовать абсолютно все бюро»

Скандинавская, или европейская, система благоустройства — это когда город, как продолжение дома. А пешеход и велосипедист — главная целевая группа.  Вот самые удачные примеры.

Мельбурн, Австралия. Программа «Город для людей». Где нужны изменения, выявляет специальная группа аудиторов. Если население просит перемен, власти получают уведомление.

В Париже действуют согласно «Плану передвижений». Оттачивают новые решения по благоустройству на небольших участках. Затем внедряют повсеместно.

В Нью-Йорке придерживаются единого стандарта из «Руководства по благоустройству улиц». Индекс удовлетворённости населения отслеживают ежегодно.

Андрей Фёдоров,обозреватель:
«Про международный опыт обустройства общественных пространств мы поговорим с архитектором и урбанистом Оливером Шульце. Добрый день! В последние годы вы участвовали в проектировании общественных пространств в Вене, Лондоне и Париже. Это такая мировая тенденция?»
Оливер Шульц,урбанист, архитектор:
«Да, это мировой тренд. Особенно на Западе. Сейчас все сфокусированы на качестве жизни.  Людям нужен доступ к местам, где можно встретиться и отдохнуть. Общественные места дают то, чего нет дома или в офисе — возможность общаться на равных. Это такие пространства, куда люди приходят за положительными эмоциями. Моя точка зрения как урбаниста и как человека — их должно быть больше в любом городе».

Удачные примеры трансформации территорий в Петербурге уже есть. Но их будет гораздо больше. На формирование комфортной городской среды в этом оду из бюджета выделено 4 миллиарда рублей. Они пойдут на создание 59 общественных пространств и территорий абсолютно во всех районах города. И это лишь первые шаги на пути к большим переменам, которые помогут городу стать одним из лучших в мире.

Сергей Боярский,депутат Государственной Думы:
«Мне кажется, у нас все для этого есть. У нас много территорий, которые потенциально могут стать вот такими новыми пешеходными прекрасными объектами. Это и набережная Карповки, и вообще наши набережные можно и нужно благоустраивать, чтобы они стали более комфортными для прогулок, велосипедистов и мамочек с колясками. Мы в начале большого пути. Есть огромные индустриальные районы, которые практически неосвоенные для застройки, которые можно и нужно постепенно развивать».

Набережная Карповки преобразуется к 2022-му году. Теплицы Таврического сада, возможно, расцветут раньше. Это еще один новый проект по благоустройству. На этот раз, от частного инвестора. Оранжерею отреставрируют, а рядом появятся новый выставочный центр, театр и кинозал.  В Смольном идею поддержали. Но пока с оговоркой.

Александр Беглов,временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга:

«Любой инвестор должен проходить строгий общественный контроль. Должны рассматриваться альтернативные предложения, вся работа должна быть максимально открытой. Когда-то мы говорили о формировании общественных пространств, необходимо максимальное внимание обратить на первое слово – общественные пространства. Это тоже проект, который является общественным проектом. Внимание общественности для нас стоит на первом месте».

Диалог с петербуржцами — это новый формат работы власти, который в Петербурге появился совсем недавно.  Как будет выглядеть город, теперь решаем все мы. И положительный пример уже есть.

Андрей Федоров,обозреватель:
«Решение по арт-парку на проспекте Добролюбова, принятое властями, точно изменит город. И это лишь первый шаг на пути к развитию нового Петербурга 21-го века. Реализован проект будет под губернаторским контролем».