Автор сценария — Светлана Мосова
    Режиссёр — Александр Щербаносов

    Русский музей, Михайловский театр, театр Музыкальной комедии,Большой зал Филармонии, Этнографический музей ― эта площадь живёт вокружении муз, и поэтому она по праву получила название площадьИскусств.

 
Первоначально она называлась Михайловская площадь — так же, как
Михайловский дворец, в здании которого сегодня находится знаменитый
Русский музей. Здесь всё носило великокняжеское имя: и дворец, и театр, и
площадь, и сквер. После Октябрьской революции площадь была
переименована в честь немецкого социалиста Фердинанда Лассаля, который
никакого отношения к этому месту не имел… А вот в 1940-ом году ей дали
современное название ― площадь Искусств.
 

БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работниккультуры Российской Федерации:

«Это одно из тех названий советского периода, которое попало в точку,в десятку. Не хочется возвращать историческое название, Михайловскаяплощадь, потому что здесь всё дышит искусством, всё им пронизано».

ОЛЬГА КАЛАШНИКОВА,кандидат искусствоведения:

«Площадь Искусств — место совершенно уникальное, место силы хотя бы потому, что количество зданий на квадратный метр, в которых располагаются учреждения культуры, наверное, превышает любое другое место в мире. Кроме того, это уникальный архитектурный комплекс. Спасибо большое Росси за то, что он создал несколько таких комплексов в нашем городе. Этот особенно нам всем дорог».

ДМИТРИЙ СОЛЛЕРТИНСКИЙ,директор Большого залаакадемической Филармонии им. Д.Д. Шостаковича (с 1982г. по 2005г.):

«Для меня она обычная, привычная. А если задуматься — это наше городское чудо. Вокруг находятся замечательные памятники истории, памятники архитектуры… Это чудо».

А ведь изначально перед архитектором Карлом Росси стояла задача

построить дворец для великого князя Михаила Павловича, младшего сына
императора Павла Первого.
 
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации:

«Но Росси подошел к этой задаче со свойственным ему градостроительным размахом. Он не просто строил здание и ансамбль при нем, он формировал новую городскую территорию».

Великому зодчему мы обязаны не только великолепным дворцом и
площадью, но и появлением таких улиц, как Инженерная и Михайловская.
Именно благодаря Михайловской улице площадь Искусств открывается нам
с Невского проспекта. И сам Александр Сергеевич приветствует входящих.
 

ОЛЬГА КАЛАШНИКОВА,кандидат искусствоведения:

«Аникушину удалось сделать памятник Пушкину таким открытым: такой простой жест, всё так легко!.. Открытость русской культуры подкупает абсолютно всех».

БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации:

«Это шедевр. Удивительно, насколько точно он воплотил поэтичный образ Пушкина: возвышенный, лиричный ― созвучный площади Искусств. Можно сказать, что памятник Пушкину задает тон ансамблю площади не в меньшей степени, чем центральный портик Михайловского дворца».

Михайловский дворец ― памятник архитектуры высокого

классицизма. Он был приобретён в казну и указом Николая Второго здесь
был учреждён «Русский музей императора Александра Третьего», который,
как было сказано, «предуказал необходимость образования его». Что
примечательно, именно Русский музей сохранил прекрасный памятник царю-
миротворцу, который стоял на площади Восстания и на переломе эпох был
осквернен и свергнут с пьедестала.
 
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации:

Для памятника него нашлось место в маленьком хозяйственном дворике Русского музея. О нем не рассказывали, но посетители музея знали, что он там стоит, и через щелки в воротах или через окна, отодвинув занавески, смотрели на этот интереснейший монумент. Сейчас он перенесен во двор Мраморного дворца, и там ему тесно».

И стоит он там в ожидании лучших для себя времён…
Надо подчеркнуть, что Карл Росси спроектировал весь ансамбль
площади и все выходящие на неё фасады зданий, которые по его проекту
возводили другие выдающиеся архитекторы. Так, например, Александром
Брюлловым был построен Михайловский театр, основанный по велению
Николая Первого. Театр был открыт для зрителей в 1833-м году.
Первоначально только для членов императорской семьи, но вскоре туда стал
съезжаться весь высший свет. А сегодня Михайловский театр ― это
народное достояние.
 
Площадь Искусств украшает и Большой зал Филармонии имени
Дмитрия Шостаковича. Это перестроенное здание Дворянского собрания. В
1842-м году в его стенах выступал Ференц Лист — это стало знаковым
событием.
 

ДМИТРИЙ СОЛЛЕРТИНСКИЙ,директор Большого зала академической Филармонии им. Д.Д. Шостаковича (с 1982г. по 2005г.):

«И с этого началась концертная история дома Дворянского собрания. Сейчас это не только всемирно известный музыкальный коллектив, всемирно известные артисты, но это еще и всемирно известный зал, один из старейших концертных залов мира.».

Во все времена этот дворец музыки, овеянный именами гениев,
собирал и великих музыкантов, и их великих поклонников…
 

ДМИТРИЙ СОЛЛЕРТИНСКИЙ,директор Большого зала академической Филармонии им. Д.Д. Шостаковича (с 1982г. по 2005г.):

«Большой зал Филармонии был местом встреч, очень личным и славным местом для интеллигентной молодежи, среди которой было много будущих великих ученых и известных людей. Б. М. Пиотровский называл это место «балконным обществом». Там собирались молодые интеллигенты. Был даже выражение такое: «встречаемся на балконе». Всем было ясно, что за балкон».

Рядом с Большим залом Филармонии соседствует театр Музыкальной
комедии ― один из самых любимых театров во все времена.
 
ЕВГЕНИЙ ТИЛИЧЕЕВ,заслуженный артист Российской Федерации:

«Я 50 лет уже хожу на площадь Искусств. За моей спиной как раз расположен театр Музыкальной комедии: легендарный, талантливый коллектив! Я невероятно люблю площадь Искусств!..»

Любят её и гости Петербурга: здание гостиницы никогда не пустует, у

него своя история. В ленинградское время гостиница называлась
«Европейская». Она была знаменита своим рестораном, отличавшимся
невероятной роскошью. Но особой популярностью среди ленинградцев
пользовался летний зал на 5-м этаже, его называли в народе «Крыша» ―
излюбленное место писателей, художников, артистов…
 
ЕВГЕНИЙ ТИЛИЧЕЕВ,заслуженный артист Российской Федерации:

«Мы часто заходили на «Крышу». Она была доступная. Я помню, мы получали гонорар на Ленфильме примерно 10-20 рублей и забирались на «Крышу». На 20 рублей только что на санях не уезжали ― настолько все было доступно. А ещё другой дом. Когда иду на репетицию, по сторонам смотрю (еще пока не надоело смотреть на эти шедевры архитектурные) ― здесь и Анна Павлова [артистка балета, прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 годах ― прим. ред.] жила неподалёку. Я уже не говорю о «Бродячей собаке».

Арт-кафе «Подвал Бродячей собаки» ― место легендарное: здесь
собирался весь цвет Серебряного века. «Да, я любила их, те сборища
ночные…» ― писала Анна Ахматова. Кто придумал название этому место?
Версий много, но все они говорят о бездомном художнике. Сегодня
возрождённый «Подвал Бродячей собаки» — это гостеприимный дом для
художников, поэтов и других творческих людей.
А рядом находится музей-квартира художника Исаака Бродского.
 

ДМИТРИЙ СОЛЛЕРТИНСКИЙ,директор Большого зала академической Филармонии им. Д.Д. Шостаковича (с 1982г. по 2005г.):

«Во 2-ом классе у нас был учебник «Родная речь», и там была картина Бродского «Ленин в Смольном». Мы эту картину видели почти каждый день в течение года. Вот так насмотришься — больше идти в музей смотреть Бродского не хочется. Я его игнорировал. Оказался прекрасный музей. Собрана замечательная живопись: чудная коллекция, картины Бродского и его учеников, Репина, его учителя, Кустодиева, его друга, и многих других».

Музей великолепный! А прямо за углом можно встретить персонажа
той же эпохи ― Остапа Бендера. Его нос натёрт до блеска, а это означает,
что желаний у горожан множество.
 

ЕВГЕНИЙ ТИЛИЧЕЕВ,заслуженный артист Российской Федерации:

«Есть традиция: садятся на эти стульчики, якобы все желания сбудутся. Я не сажусь, потому что все желания сбылись».

А на другой стороне площади располагается 199-я школа ―
художественная гимназия при Русском музее. Это учебное заведение с
высоким статусом.
 
ОЛЬГА КАЛАШНИКОВА,кандидат искусствоведения:

«Эта школа, которая планомерно с раннего возраста готовит ребят не только к тому, чтобы стать профессионалами в области искусства ― историками искусства, культурологами, искусствоведами, художниками. Эта школа воспитывает образованного, вникающего, чуткого и способного поделиться приобретенной культурой зрителя».

БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации:

«В советское время архитектор Ной Троцкий, которого мы знаем как выдающегося конструктивиста, построил здание школы. И оно органично вписано в россиевский ансамбль. Если не знаешь, что здание построено в 30-е годы и реконструировано после войны, то воспринимаешь его как неотъемлемую часть всего этого ансамбля».

Неотъемлемой частью ансамбля площади является и здание
Этнографического музея, который называют «сокровищницей национального
костюма». Важно отметить, что архитектор Василий Свиньин возводил это
здание исключительно для музейной экспозиции.
 

ОЛЬГА КАЛАШНИКОВА,кандидат искусствоведения:

«Мне посчастливилось провести в здании Российского этнографического музея много времени. Это первое архитектурное сооружение, построенное в начале XX специально для музейного комплекса. Почти все петербургские музеи были размещены в бывших дворцах. А это здание было построено специально для того, чтобы стать музеем! Архитектор Свиньин большой молодец. Ему удивительным образом удалось вписать новое архитектурное сооружение в этот сложившийся ансамбль».

БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации:

«Свиньин одним из первых подражал архитектуре Росси и создал вот такой образец неоампира, который вписывается в этот ансамбль, хотя и вносит в него какой-то дополнительный сильный акцент, конкурирующий с Росси». Но с Росси конкурировать невозможно, ему можно только подчиняться, потому что Росси — это наше все. Как Пушкин — в литературе, так Росси — в архитектуре».

Закономерно, что эти два гения встретились здесь, на площади
Искусств, которая в Петербурге, городе площадей, всегда оставалась
особой…
 

ОЛЬГА КАЛАШНИКОВА,кандидат искусствоведения:

«Это место почему-то заставляло людей смотреть по сторонам, общаться друг с другом. Это не целовальное место, не питейное. Оно заставляет нас держать спину прямо, восхищаться тем, что нам досталось от наших предков, гордиться этим и сохранять».

ЕВГЕНИЙ ТИЛИЧЕЕВ,заслуженный артист Российской Федерации:
«Приходите на площадь Искусств, смотрите на Пушкина, читайте стихи. Вы и сами знаете эту тривиальную фразу: «Пушкин – это наше все». Действительно, это — наше все: это — наш город, это — наша поэзия, это — наша площадь Искусств».
 
Уникальная, неповторимая, возникшая на пустыре и ставшая,
благодаря гению петербургских зодчих, одним из символов Петербурга…