Лана Конокотина,корреспондент:
Выставка Пьеро делла Франческа — событие, без преувеличения, эпохальное. Ведь работ этого загадочного гения Ренессанса сохранилось совсем немного. И, в основном, это фрески в маленьких итальянских городах, вдали от популярных туристических маршрутов. То, что в Эрмитаже удалось собрать 11 живописных произведений мастера, кажется чем-то просто невероятным.

Помимо картин в Петербург прибыли даже фрагменты двух фресок. И три из четырёх сохранившихся до наших дней боковых створок давно разрозненного и частично утраченного алтаря. Для того, чтобы «чудесное воссоединение» створок состоялось потребовалось согласие музеев трёх стран: Архангел Михаил приехал из Лондона, Святой Августин из Лиссабона, а Николай Толентинский из Милана.

Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
Эрмитаж — это то место, в которое люди готовы давать вещи. И вы видите как всё это представлено в Эрмитаже. Мало в каком музее мира это так могло бы быть представлено. Такое сочетание классической архитектуры нашей с дизайном.

Пьеро делла Франческа, уроженец маленького тосканского городка, благодаря своему исключительному таланту смог сделать блестящую художественную карьеру, ещё при жизни получив почётное прозвище – «монарх живописи». В искусстве этого старшего современника Боттичелли и Леонардо сплелось воедино, кажется, всё лучшее, что дала миру эпоха Ренессанса – поэзия и красота, светоносность, магия цвета и в то же время невероятная математическая точность. Художник стал одним из первых, кто в своих работах применил законы и линейной, и воздушной перспективы.

Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
Он один из самых ошалелых от перспективы людей. С одной стороны — вся его перспектива, она тщательно рассчитана, очень математична. А с другой стороны — в нём и проявляется тот момент, когда цифра перестаёт быть занудством, а цифра становится поэзией.

Ключевую роль делла Франческа сыграл и в развитии жанра портрета. Из Лувра приехал «профиль» одного из властителей Римини. Белокурый же мальчик из мадридского музея, предположительно, сын главного заказчика художника — правителя Урбино. Впоследствии этот неземной красоты малыш станет жестоким тираном, но, вместе с тем, и одним из покровителей Рафаэля.

Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
Очень красивые портреты очень странных людей, правителей эпохи Возрождения — страшных тиранов, кровопийц и одновременно портреты людей, не просто покровительствовавших искусству, создавших условия, в которых это великое искусство родилось.

В конце жизни, почти полностью ослепнув, Пьеро делла Франческа отойдёт от живописной практики, всецело посвятив себя написанию теоретических трактатов. В этих трудах, адресованных будущим поколениям творцов, он подробно опишет и проиллюстрирует сложнейшие математические законы гармонии и перспективы, виртуозное владение которыми обеспечило немеркнущую славу его блистательной, интеллектуальной и в то же время необычайно одухотворённой живописи.

Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
Перед каждой этой картиной надо на колени становиться, так вообще-то. Как у Сокурова в «Русском ковчеге» перед Эль Греко на колени становится главный герой. Вот, тут тоже: перед каждой нужно на колени становиться.