лана конокотина&nbsp
Прекраснейшим эпиграфом к выставке мебели стала цитата из повести Николая Павлова «Маскарад»: «Возле нас всё так дышало эгоизмом счастья. Это была гостиная, приготовленная не для людей, а для себя. Её не берегли, но в ней жили. Две-три картины отличных мастеров, фортепьяны, разбросанные книги и журналы, мебель для всех причуд тела…»

В сверхромантичную эпоху историзма, вдохновлявшуюся великим наследием прошлого — причудливой, запоминающейся, необычной могла быть любая, даже очень незначительная и сугубо утилитарная деталь интерьера: будь то ящик для дров, подставка для ног, прикроватная тумбочка для «ночной вазы» или «плевательница».

Наталья Гусева,заместитель заведующего Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Наша плевательница запечатлена на акварели, где изображён интерьер, сделанный по эскизам архитектора Боссе «Будуар Зимнего». Как же ею пользовались – нажимали на стержень и она открывалась! Конечно, никто туда не плевал! Обычно туда ссыпали песок, которым посыпали письма для быстрого высыхания чернил.

Большая часть экспонатов происходит из интерьеров Зимнего, бывших для современников, увлечённых историзмом — главным модным ориентиром. Увы, только по акварели и сохранившимся предметам можно представить, как выглядела Помпейская столовая, созданная архитектором Александром Брюлловым, в молодости активно изучавшим развалины убитого Везувием города и даже составившим проект реставрации помпейских терм. Ещё один вдохновлённый античностью брюлловский интерьер – знаменитая Малахитовая гостиная.

Наталья Гусева,заместитель заведующего Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
От Малахитового зала сохранилось почти всё мебельное убранство. Эта кушетка была сделана для Александры Фёдоровны, жены Николая I, все кушетки были сделаны для неё. Она сама утверждала рисунки этих кушеток, по проекту Монферрана они создавались в придворной мастерской Гамбсов. Несмотря на то что эти вещи очень тяжёлые, внутри них сделаны специальные колёса, поэтому передвигаются они довольно просто. 

Архитекторы, художники, мебельных дел мастера на протяжении почти всего XIX века продолжали с упоением выуживать из прошлого различные конструкции, детали и мотивы, нередко совсем забывая о чувстве меры. «Дома людей с достатком – с иронией отмечал французский писатель Альфред де Мюссе – подобны витринам для курьёзных вещей: античность, готика, ренессанс и Людовик XIII – здесь все стили в совершенном беспорядке!».

Наталья Гусева,заместитель заведующего Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Мне, во-первых, хотелось показать, какие у нас большие коллекции, во-вторых, определить основные названия этих стилей, опираясь на документы XIX века. И отреставрировать, показать те предметы, которые относятся, в первую очередь, к убранству Зимнего дворца. 

Один из самых интересных уголков выставки реконструирует облик ренессансной Синей спальни императрицы Марии Александровны. Каминный экран пришлось реставраторам собирать по фрагментам. Удобное же кресло, напротив, хорошо сохранилось.До наших дней дожила даже подлинная обивка. Мебель, столь близкая к человеку, лучше любых других свидетельств рассказывает о мире Романовых, о мире людей XIX века. Примерно в таких интерьерах любили, страдали, размышляли о смысле жизни персонажи самых знаковых произведений классической русской литературы — представители самого романтического века, обитавшие в похожих на идеальную декорацию пространствах своей мечты…