• Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
  • Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
  • Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин

Есть в Петербурге удивительный уголок первозданной живой природы (площадь этого «уголка» 15 квадратных километров). В нём обитают ондатры, бобры, зайцы-беляки, кабаны, лоси… А уникальность этого места в том, что находится оно в черте города!

«Юнтолово» ― название звучит загадочно. История этого топонима следующая: ещё в допетровские времена существовал на берегу реки хутор и в нём, как говорят люди сведущие, жил Юхо.

ТАТЬЯНА ДАНИЛОВА,краевед:
«Юхо — это вариант русского имени Иван (Юсси, Юнти, как оно звучит в уменьшительной форме). Возможно, что от этого имени Юхо и получило название сначала поселение на берегу речки, затем сама река Юнтоловка, затем уже Юнтоловская лесная дача, которая принадлежала Стенбок-Фермору. А потом и Юнтоловский заказник, Юнтоловский лесопарк. В конце концов, этим именем стало называться муниципальное образование и жилой комплекс».

Топоним «Юнтолово» с течением времени не только не исчез, как многие другие старые петербургские названия, а, напротив, расширил своё распространение и на другие территории.

Сам же лесной массив «Юнтолово» условно разделяют на три зоны. Это Юнтоловский заказник, Юнтоловский лесопарк и Парк без названия. Юнтоловский заказник стал первенцем среди системы нынешних особо охраняемых природных территорий.

НИЛ ФИЛИМОНОВ,биолог, педагог:

«Еще в 1919-ом году группа петроградских ученых обратилась к правительству с инициативой создать в Лахтинской низине заповедник. И только на самом закате советской эпохи удалось реализовать часть этой задумки.

Самую большую ценность представляет разнообразие флоры и фауны. Заказник включает в себя не только часть суши, но и Лахтинский разлив. Надо добавить, что над заказником пролегает Беломоро-Балтийский пролетный путь птиц. Сотни гусей, лебедей пролетают над этим местом».

К северу от Лахтинского разлива располагаются три болотных массива, их традиционно называют «Лахтинское болото». Здесь растёт восковник, занесенный в Красную книгу Петербурга и Ленинградской области. Это красивое растение почитают как символ Юнтоловского заказника.

Почитают и само болото, хотя, как известно, болото в давние времена имело в народе дурную славу. А вот Александр Блок считал, что болото — это «глубокая впадина огромного ока земли…» И болото в Юнтолово действительно удивительно живописно и таинственно. «Полюби эту вечность болот», ― писал поэт. И жители окрестных домов так и сделали.

АНТОНИНА ГАЛЛЬ,издатель:

«Мы, юнтоловцы, жители болотные, потому что самое главное в районе — это наша прекрасная трясина.

В Юнтолово есть несколько зон. Сейчас мы стоим в почти непроходимой зоне. Давно дождей не было, поэтому довольно сухо. Обычно здесь стоит вода, поэтому сюда никто не в силах идти.

Но в Юнтолово проложены велосипедные маршруты, поэтому мы всегда можем взять двухколёсного друга и поехать куда глаза глядят».

А глаза глядят на великолепие берёзовых и сосновых лесов, на живописные заросли ив и чёрной ольхи, а в тростнике можно увидеть гнёзда уток и чаек. Здесь обитает множество птиц, среди них есть и те, которых называют краснокнижными.

ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВ,писатель:
«Здесь водится удивительная птица, которая занесена в Красную книгу. Это скопа. Это хищник, который ловит рыбу. Рассказывали одну историю: жители рыбачили на берегу Лахтинского разлива и ничего у них не клевало. А в это время пролетела скопа над разливом, опустилась и вытащила подлещика, грамм 800 весом. И рыбаки поняли, что птица лучше ловит рыбу, чем они».

Удачливых рыбаков, к слову, в Юнтолово хватает. Ловят здесь и судака, и щуку, и леща. Рыбачат и в Лахтинском разливе, и в речках: через Юнтоловский лесной массив протекают четыре реки.

ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВ,писатель:
«У каждой реки свой характер: Каменка — быстрая, бурная, звонкая; Глухарка — медленная, спокойная; Юнтоловка — почти стоячая. Как раз на берегу Юнтоловки живут бобры. Если зимой встать на лыжи, то можно увидеть деревья, которые они подгрызли. Ещё есть Черная речка, которая находится практическая за пределами Юнтоловского заказника».

Лесопарк — это любимое место отдыха юнтоловцев. Можно сказать, это их собственный домашний лес.

АНТОНИНА ГАЛЛЬ,издатель:
«Если пройти чуть-чуть дальше на улицу Глухарскую — будет официальный вход в Юнтолово. Это большая дорога, где ходят мамочки с колясками, дети катаются на велосипедах, весь район выходит на воскресные гулянья».
ТАТЬЯНА ДАНИЛОВА,краевед:
«Летом люди любят гулять по аллее Чернобыльцев. Эта аллея обустроена, сделаны великолепные дорожки. В лесопарк ходить можно, конечно, но не все осмеливаются, потому что это место достаточно дикое, это лес».
ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВ,писатель:
«На самом деле в эти дикие места неспециалисту лучше вообще не ходить. Там живут птицы и звери. Чтобы им жилось спокойно, людям лучше дальше дорожек, которые находятся за Западным скоростным диаметром, не заходить, не тревожить животных. Любое вмешательство человека в природный мир не полезно для тех, кто там живет».

На страже лесного царства ― болото. Природа сама себя защищает. Для прогулок горожан предназначается лесопарк, а заказник — это обитель лесных жителей.

АНТОНИНА ГАЛЛЬ,издатель:
«К счастью, из-за того, что это сплошное болото, пройти сюда довольно сложно, почти невозможно. Чему мы очень рады».

Стоит вспомнить, что когда-то здесь мечтали обустроить город-сад.

ТАТЬЯНА ДАНИЛОВА,краевед:
«Мы с вами находимся на территории бывшего имения Петроград-Каменка, принадлежавшего госпоже Клейбер. Здесь находился торфяник Ольденбургского. А. П. Ольденбургский, особа царской фамилии, личность очень известная, владел самым большим участком земли. И в начале XX века существовал проект города-сада между Долгим озером и Лахтинским разливом. Мы с вами находимся примерно на том месте, где в глубину будущего эко-парка уходит просека. Эта просека — часть проспекта А. П. Ольденбургского, обозначенная на старых картах».

Мечта о городе-саде, к сожалению, не сбылась. Помешала Первая мировая война, а затем революция. А вот будущий эко-парк, который собираются устроить на месте Парка без названия, вырубив тысячи старинных деревьев, у защитников Юнтолово вызывает протесты…

НИЛ ФИЛИМОНОВ,биолог, педагог:
«Если эко-парк сделают по уму, на что я очень надеюсь, то он в значительной степени снизит рекреационную нагрузку на заказник».

Если «по уму», то, конечно. «Но когда же по уму у нас что делалось?» ― сомневаются юнтоловцы.

Вот и в советское время этот дивный первозданный лес не давал покоя, так сказать, «энтузиастам». В 70-е годы прошлого столетия для намыва новых территорий из Лахтинского разлива изымали грунт. В результате были уничтожены многие места нереста рыб и стоянки перелётных водоплавающих птиц.

НИЛ ФИЛИМОНОВ,биолог, педагог:
«Ещё советским генпланом прямо в этом месте, у впадения рек Глухарки и Каменки, предполагалось строительство 100-этажного небоскреба. А вот на той части, где мы сейчас видим поросль ив, был бы гидропарк с аллеями, дорожками и прудами. К счастью, сделать это не получилось. Благодаря активной позиции ленинградцев, многих выдающихся людей, в частности, композитора Андрея Петрова, удалось воплотить в жизнь идею о создании здесь охраняемой природной территории».

К радости многих петербуржцев, не удалось реализовать и проект строительства в Юнтолово зоопарка…

АНТОНИНА ГАЛЛЬ,издатель:
«В городе огромное количество территорий незастроенных, которые можно облагородить и там поместить зоопарк, если кому-то нравится идея смотреть на несчастных зверей, запертых в клетке. Но зачем трогать наше болото? Оставьте его в покое! Ведь болота — легкие нашей земли. Это уникальное место, которое нельзя трогать».

Однако сегодня всё настойчивей идёт наступление города на природу ― и со всех сторон к Юнтолово подступает застройка…

АНТОНИНА ГАЛЛЬ,издатель:
«Мы, юнтоловцы, категорически против. Нам сейчас очень больно смотреть, что этот заповедник откусывают со всех сторон. В чем уникальность Юнтолово? Вот огромнейший спальный район, и буквально в нескольких метрах дикая природа! Мы постепенно этого лишаемся».

А оппоненты возражают, дескать, и самого града Петрова не было бы, если бы не рубили лес. Да, это так, но есть грань, которую переступать нельзя. Надо остановиться и осознать, что этот драгоценный дар природы даёт жизнь не только обитателям леса, но и человеку.

НИЛ ФИЛИМОНОВ,биолог, педагог:
«Мы видим противоборство двух сил. С одной стороны, город активно осваивает все новые и новые территории и все больше вытесняет природу. Но, с другой стороны, у людей все-таки есть желание сохранить этот уголок, относительно неизмененный природный комплекс. Постепенно приходит понимание, что естественная, неизмененная природа, городу крайне нужна».
ТАТЬЯНА ДАНИЛОВА,краевед:
«В10 километрах от центра города, мы можем видеть жизнь природы. Юнтоловский заказник уникален еще и потому, что здесь сохранился ландшафт таким, каким он был до основания города».
НИЛ ФИЛИМОНОВ,биолог, педагог:
«Когда видишь вечерний Разлив, даже с элементами городской застройки на заднем плане, понимаешь, что Юнтоловка — это очень красиво! Хочется, чтобы она существовала и не была поглощена городом окончательно. Я верю, что так будет».

В это верил и сам основатель Петербурга. Поразительно, но ещё Пётр Первый, воздвигая на месте болот и лесов город, позаботился о сохранении в неприкосновенности именно этого уголка природы.

ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВ,писатель:
«Здесь еще в Петровские времена был запрет на вырубку деревьев. Я думаю, что этот запрет надо было бы возобновить сейчас».

Стоит напомнить об Указе Петра от 24-го февраля 1720-го года: «…от мызы Лахта вверх по речке Каменке до означенной столбовой дороги лесу стоячего сырого никакого и ни на какие потребы рубить не давать!..»

Указ надо исполнять и дать законное право на жизнь и заповедному лесу, и его обитателям.