К северу от Купчино в районе реки Волковки находится местность, которую в стародавние времена называли Волкова деревня. И вполне вероятно, что когда-то здесь действительно хозяйничали волки, оставив о себе память в названии этого исторического района Петербурга. Сегодня бывшая территория Волковой деревни находится недалеко от центра города. Тем не менее, этот зелёный уголок Петербурга поражает своей тишиной, обособленностью и сохранившейся от прежних времён некой патриархальностью…

Александр Фролов,писатель:
Этот райончик, вызывает какие-то чувства ностальгии, с одной стороны, да, по какому-то прошлому, с другой стороны — такое тёплое чувство провинциальности некоторой. А ностальгия почему? Здесь сохранились очень хорошо дворы, маленькие домики, здесь уклад жизни несколько другой, чем в имперском Петербурге, скажем, в том Петербурге, в центре, в котором мы живём, которым любуемся. А здесь это не предмет любования, а предмет бытования.

…И воспоминаний. Здесь время словно замедлило свой ход, давая возможность оглянуться назад. А ещё есть особая примета этого места: оно крепко-накрепко связано, скреплено своим историческим названием. А название ― это, как известно, строгий сторож истории.

Наум Синдаловский,историк петербургского фольклора:
Только когда сталкиваешься в жизни с топонимами сохранившимися или новыми топонимами, вот тогда-то и появляется вот этот аромат времени. И возникает ощущение того, что ты находишься на историческом месте, имеющим очень глубокие корни.

А надо сказать, что главный топоним звучит здесь повсеместно. Река Волковка, Волково поле, Волковское кладбище, Волковский проспект, станция метро «Волковская». Ну, а сами жители этих мест издавна называли свой район: «Волкуша». И называют так до сих пор.

Майя Рудковская,житель блокадного Ленинграда:
Называли мы не Волкова деревня, а Волкуша, на Волкушу… По откосам здесь были огороды везде, огороды были. Волковский проспект был весь деревянный, в двухэтажных домах. Ещё был двухэтажный каменный домик. Всё. Всё остальное было деревянное.

А до деревянной Волкуши тоже была история, то есть корни здесь действительно глубокие.

Денис Шаляпин,краевед:
Дело в том, что вся эта территория стала известна с конца 15 века. Ну, можно было бы сказать, во всяком случае, большинство историков сходятся во мнении, что здесь, конечно, имело место название «волка». Изначально, это всё называлось Сутела или Судола или по-другому — Волкова деревня. Собственно говоря, это перевод на русский язык. Если взглянуть в историю, то, пожалуй, сама Волкова деревня находилась как раз на том месте, где сейчас мы с вами находимся. Это пересечение Касимовской улицы и Волковского проспекта. И вот от этого места начиналась деревня Волкова, от пересечения с Волковским проспектом.
Александр Фролов,писатель:
Вот в этом райончике я погружаюсь в другое время. Я погружаюсь во время послевоенное, может быть, во время моего детства, ну, тоже, в общем-то, послевоенное.
Денис Шаляпин,краевед:
Здесь нет ни одного вкрапления позже 1952 года. Большинство этих домов были построены в послевоенные годы. Это так называемые «немецкие домики». На самом деле это неправда. Эти домики были построены по проекту Гегелло, а также Жука и Фомина, но конкретно у нас — это Гегелло работы. И вот это маленькое двухэтажное Волково, и доныне существующее, представляет собой уникальный случай, потому что здесь нет вкраплений никаких более поздних.

Истории этого старейшего района Петербурга, сохранившего в своих топонимах память о прошлом, посвящён новый фильм «Волкова деревня» из цикла «Малые родины большого Петербурга».