Гость студии — Татьяна Караваева, д.м.н., руководитель отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В.М Бехтерева.

михаил спичка,ведущий:
На календаре полезной консультации «психологическая пятница», так мы её сегодня называем. С вопросом — как избавиться от лишнего веса? — люди обращаюся к диетологам, фитнес-инструктору, даже к хирургу, и уж совсем редко —  к психотерапевту. А между тем, довольно много людей, испытывая тревогу, сильное волнение, депрессию и другие стрессы, начинают усиленно и бесконтрольно потреблять пищу! Это, конечно, приводит к появлению лишнего веса. О том, что такое «психогенное переедание» и как с ним бороться, мы сегодня будем беседовать с нашей гостьей!
марианна дьякова,ведущая:
Сегодня у нас в гостях доктор медицинских наук, руководитель отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В.М Бехтерева, Татьяна Артуровна Караваева. Здравствуйте! Давайте начнем с определения, что такое психогенное переедание? Вредная привычка, или диагноз?
Татьяна Караваева,доктор медицинских наук:
Это повышенное потребление пищи, которое связано с психологическими факторами. Специалисты до сих пор не определились, диагноз это, или некоторое состояние. И в современной классификации, такой болезни пока нет. Но это не значит, что нет таких пациентов. Поэтому мы пока рассматриваем это всё-таки как болезненное состояние.
марианна дьякова,ведущая:
А как отличить переедание, которое связано с физиологией человека, от психической составляющей? В конце концов, есть люди которые просто любят поесть!
Татьяна Караваева,доктор медицинских наук:
Конечно, такие люди есть, и в таких случаях возникает то, что называется «алиментарным повышением веса», когда человек просто много есть. Вопрос: почему он это делает? Просто по привычке или потому, что испытывает некий эмоциональный дискомфорт? Очень часто в основе психогенного переедания лежит трудность распознавания физиологического голода и эмоционального дискомфорта. И человек ест не когда он физиологически голоден, а когда ему неуютно, тревожно или грустно.
марианна дьякова,ведущая:
Чем же это плохо? Если человек получает от еды удовольствие и эмоциональный комфорт?
Татьяна Караваева,доктор медицинских наук:
Лишний вес. Это основная проблема, с которой люди и приходят. Пока они едят, снимают едой напряжение и не поправляются — они не задумываются о том, что это проблема. А потом, как вы сказали, идут к диетологу, фитнесс-тренеру, а психологические проблемы остаются не распознанными: люди не связывают переедание со своей эмоциональной проблемой.
михаил спичка,ведущий:
Что греха таить: довольно много людей на голодный желудок не могут заснуть, или регулярно просыпаются ночью и идут к холодильнику. Мы можем это отнести к такому психогенезу?
Татьяна Караваева,доктор медицинских наук:
Можем, если в основе лежат негативные чувства. Хочу отметить, это не только тревога: это может быть тоска, грусть, злость или чувство вины.
Елена,телезритель:
Ребёнок, мальчик, 12 лет. Растущий организм, ест много. Как разграничить —  где он ест, потому, что растет, и переедание? Поскольку в школе большая нагрузка, кружки, и иногда мне кажется, что он ест дома,  чтобы не делать уроки.
Татьяна Караваева,доктор медицинских наук:
Я бы посоветовала обратить внимание на психологическое состояние ребенка. Потому, что если он ест из-за того, что у него что-то не получается, он нервничает и не справляется с психологической нагрузкой, или у него какие-то межличностные проблемы со сверстниками, то тогда нужно обратить внимание даже не то, что он много есть, а на то, что с ним происходит в эмоциональном плане. А если никаких соматических проблем нет, и он не поправляется — то пускай кушает, это нормально для растущего организма. Но надо обратить внимание, часто психогенное переедание связано с тем, что происходит в семье. Когда ребенок недополучает заботу ласку и внимание, а вместо этого его поощряют конфеткой: получил пятерку — вот тебе пирожок, сделал домашнее задание — давай поедим тортик! И формируется зависимость поощрения и выполнения каких-то дел. И дальше человек в жизни таким образом «вознаграждает» себя. Хорошо если умеренно, но если это становится единственным способом поощрения себя, то это приводит к проблемам.
марианна дьякова,ведущая:
Раз уж вы заговорили о поощрениях и вознаграждениях: сейчас очень популярна теория «интуитивного» питания, согласно которой можно есть всё, всегда и когда тебе хочется. Организм сам знает, что ему нужно. Как вы к этому относитесь? Есть в этих принципах какое-то рациональное зерно?
Татьяна Караваева,доктор медицинских наук:
Есть здравое зерно, но в том случае, когда эта интуиция «правильно воспитана». Но если она приводит к тому, что человек перестает себя контролировать — то это какая-то не очень правильная интуиция!
михаил спичка,ведущий:
А генетическая предрасположенность к психогенному перееданию существует?
Татьяна Караваева,доктор медицинских наук:
Существует. Потому, что существует, например, генетическая предрасположенность к уровню тревожности, которая часто лежит в основе психогенного переедания. Бывает предрасположенность в депрессивным расстройствам. Механизм часто бывает такой: у человека появляются негативные эмоции, тревоги, депрессии — он начинает их заедать. На первое время это работает, но он начинает поправляться, а это тоже не радует. Он начинает расстраиваться из-за повышенного веса, это приводит к так называемым вторичным депрессивным переживаниям, и он снова начинает заедать это едой. В какой-то момент еда перестает работать, то есть он много ест, но напряжение не снимается. Получается замкнутый круг.
марианна дьякова,ведущая:
А если профилактировать уже поздно, человек понял: ничего не могу с собой поделать, ем ем и ем. Что нужно делать? Какая стратегия дальнейших действий?
Татьяна Караваева,доктор медицинских наук:
Обычно люди, которые понимают что что то не то — они уже пытались снижать лишний вес, ходили к диетологам, в спортзал, пробовали ограничить себя в еде, и это не получилось. Проблема ведь не только в том, чтобы снизить вес, его еще удержать надо. И люди срываются, и ситуация повторяется снова и снова. Если они понимают, что проблема есть, то надо обращаться к специалисту и искать психологические причины избыточного потребления пищи.
михаил спичка,ведущий:
А какие инструменты есть у специалистов в этом смысле?
татьяна караваева,доктор медицинских наук:
Обычно помощь проходит в несколько этапов. Первый это диагностический, я бы даже сказало диагностически-информационный, потому, что помимо того, что нужно понять какие психологические причины у данного конкретного человека приводят к повышенному потреблению еды, нужно еще и объяснить их ему. Объяснить, что это связанные вещи. Психологи используют различные методики чтобы выявить те причины, качества или черты личности, которые могут способствовать формированию такого психогенного переедания. Их несколько. В первую очередь это повышенная тревожность. Есть методики, которые определяют уровень личностной тревожности, которая свойственна человеку сама по себе, и какая свойственна ему в стрессовых ситуациях. Есть такое качество, оно называется алекситимия, это неспособность человека распознавать свои эмоции — он путает физические и психологические ощущения. И когда мы таких людей спрашиваем: что ты чувствовал в стрессовой ситуации, он отвечает — «напряжение в спине». Он не говорит тревогу или разочарование. Он не вычленяет эмоциональное состояние, и путает его с физическим ощущением голода.
марианна дьякова,ведущая:
А почему это происходит? Это какая-то эмоциональная безграмотность?
татьяна караваева,доктор медицинских наук:
Есть несколько теорий, которые объясняют алекситимию. Одна их них совсем грустная, она объясняет это генетическим фактором, и тогда с ней очень сложно бороться. Вторая теория, это неправильное эмоциональное воспитание — человек не научился различать эти эмоции в детстве. Тогда есть шанс, что психотерапевт научит, как правильно это делать. Когда врач выявил все проблемы, он определяет на какую из них сделать больший акцент. Если мы говорим о психотерапевтических воздействиях, то есть воздействия разного уровня. Первый из них это наши мысли: что человек думает и как он думает. Это так называемые когнитивно-поведенческие приемы, которые позволяют человеку правильно оценивать то, что происходит вокруг него. Например, одной из проблем, которые приводят к психогенному перееданию, является категоричное, дихотомическое мышление. Когда «либо всё хорошо, либо всё плохо». Соответственно, либо я идеально стройный — либо жизнь ужасна. Также перфекционизм — чем больше мы стараемся достигнуть недосягаемого совершенства, тем больше уровень напряжения. Есть различные методики, например индивидуальные и групповые занятия, которые направлены на выработку правильного мышления. И следующий этап, это глубинная психотерапия, направленная на внутренние противоречия, которые человек не осознает без специалиста.
михаил спичка,ведущий:
А ведь бывает и обратная ситуация, когда человек испытывая стресс перестает есть. Казалось бы, вес он при этом не набирает — но хорошего в этом тоже мало?
татьяна караваева,доктор медицинских наук:
Вообще, нарушений пищевого поведения несколько, и они касаются и отказа от еды и переедания. Когда человек отказывается от еды, по разным причинам, к сожалению это может привести к такому тяжелому заболеванию как нервная анорексия. Которое лечится тяжело, и иногда заканчивается смертельным исходом.
марианна дьякова,ведущая:
А где та самая грань, между психологическим насыщением, и психологической проблемой? Как хотя бы попытаться нащупать в себе эмоциональную проблему?
татьяна караваева,доктор медицинских наук:
Например, можно попробовать вести дневник и фиксировать — когда съел, что съел,  связано ли это было с какими-то стрессовыми событиями или эмоциональными переживаниями. Часто такая связь находится. Потом человек должен постараться оценить что в его жизни происходит. Надо сказать, чаще люди переедают либо когда они одни, либо просто не замечают, что в течение дня происходит: из одного кармана печенинка, из другого конфетка, с кем-то попил чай, и кажется что съели немного, но если фиксировать, то окажется что это намного больше чем нужно. А часто люди и вовсе, «перекусами» заменяют себе и завтрак и обед и ужин.
марианна дьякова,ведущая:
Давайте сориентируем наших телезрителей: если они понимают, что у них проблема такого психологического характера, куда им стоит обращаться?
татьяна караваева,доктор медицинских наук:
Обращаться надо к психологам, тем, которые занимается проблемами психогенного переедания. У нас в национальном центре, в нашем отделении работают такие специалисты. Мы сотрудничаем и с гастроэнтерологами, и с эндокринологами, и даже с бариатрическими хирургами, которые делают операции на уменьшение объёма желудка. Все возможные дороги могут привести к нам.

Оставляйте комментарии на страницах:

Вконтакте:  http://vk.com/topspb_tv
FB: https:// www.facebook.com/topspb.tv

Пишите с хэштегом #topspb_tv и #полезнаяконсультация.

Присоединяйтесь к беседе с нашими ведущими с понедельника по пятницу в 10:15 на телеканале «Санкт-Петербург».