Гость студии Нелли Градова, психолог.

Людмила Ширяева,ведущая:
C большим удовольствием приветствуем в студии нашего гостя, психолога Нелли Градову. Тема нашей беседы — творческое развитие детей.
Андрей Зайцев,ведущий:
Нелли, прежде чем мы начнём с общих но, безусловно, важных вопросов, обсудим голосование, которое накануне программы мы провели в нашей официальной группе Вконтакте. Мы спросили наших подписчиков: «в каких кружках или секциях занимаются ваши дети»? И предложили 4 варианта ответа: «спорт (футбол, хоккей, плавание и т. д.)», «боевые искусства, творчество (музыка, рисование, танцы и т.д.)», «интеллектуальные кружки (шахматы, шашки, Что? Где? Когда?)». И последний вариант: «посещают несколько кружков различной направленности».
Людмила Ширяева,ведущая:
И вот, как распределились голоса. 30% опрошенных отдали своих детей на спорт — футбол, хоккей, плавание и так далее. Это самое популярное направление. 25% проголосовавших развивают в детях творческие способности к музыке, рисованию и танцам. Юных шахматистов воспитывает 11% респондентов, а молодых бойцов — и  того меньше, 6%. Наконец, 28%, это второй по численности результат, отправили своих детей сразу на несколько кружков. Как вы прокомментируете эти результаты?
Нелли Градова,психолог:
В принципе, формирование эмоционального мышления идёт до шести-семи лет. В этот период очень важны творческие кружки — музыка, литература, музеи, танцы. Всё, что помогает человеку познавать мир и чувствовать своё отношение мира к себе. Это природа, всё, что связано с любыми эмоциями.
Людмила Ширяева,ведущая:
То есть спорт можно на попозже отодвинуть?
Нелли Градова,психолог:
Спорт — тоже хорошо. Он развивает различные группы мышц, и многие доктора рекомендуют в 2-3 года вести детей на спорт — гимнастику, плавание. Но заниматься не профессионально, а год-полтора. Чтобы ребёнок нашёл себя. Как раз с первого класса ребёнок начнёт выбирать свою будущую профессию. Здесь я как раз на стороне тех родителей, которые отдали детей в несколько кружков.
Андрей Зайцев,ведущий:
Но при этом есть ещё и школьная нагрузка.
Нелли Градова,психолог:
Если ребёнок до шести-семи лет занимался творчески, то школа для него будет не нагрузкой, а удовольствием. Он будет иначе воспринимать задания. Когда ребёнок учится для процесса, ему интересны знания, а не результат. И родители оценивают, насколько ему это интересно, как он усвоил урок, а не какую оценку он принёс, он по-другому реагирует.
Людмила Ширяева,ведущая:
Давайте поговорим о возрастных этапах. Куда мы отправляем детей, на что обращаем внимание?
Андрей Зайцев,ведущий:
С чего можно начинать?
Нелли Градова,психолог:
Самым важным для развития и формирования личности является первый год жизни. И эмоциональный контакт с матерью. Здесь закладываются картины мира и отношение ребёнка к тому, как он будет воспринимать дальнейшую действительность. Политическую систему, школу, друзей. Или все вокруг будут друзья, или враги, или он будет созидать и творить, и это будет творческий подход. Но творческий подход — это не только музыка и хореография, это в принципе созидание.
Андрей Зайцев,ведущий:
Но первый год, первые два года, ребёнок ещё ничего не понимает. Что там можно сделать?
Нелли Градова,психолог:
Но всё как раз закладывается до года.
Андрей Зайцев,Андрей Зайцев, ведущий:
Как это происходит? Родители что-то говорят? 
Нелли Градова,психолог:
Есть выражение: насморк проходит за семь дней, если лечить, и за неделю, если не лечить. Если ребёнка брать на руки каждый раз, когда он кричит, он перестанет кричать через месяц-два, но на всю жизнь он будет знать, что, если с ним что-то происходит, к нему всегда придут на помощь. Можно к ребёнку не приходить. И он запомнит, что кричи — не кричи, к тебе никто не придёт.
Андрей Зайцев,ведущий:
Так называемое жёсткое спартанское воспитание. 
Нелли Градова,психолог:
Воспитание настоящего воина начинается с трёх лет. До трёх лет он находится с матерью, учится любить и чувствовать мир. Он должен знать, кого он защищает. Если ему некого защищать, он не будет воином.
Людмила Ширяева,ведущая:
Вы сказали, что первое, что нужно сделать — подойти, когда ребёнок плачет. Но что же дальше?
Нелли Градова,психолог:
Речь ребёнка формируется до шести месяцев. Словарный запас, насколько быстро и интенсивно он будет говорить, зависит от того, как много мать с ним разговаривала до шести месяцев. Ему можно читать книги вслух. Дети выбирают, что им нравится, что не нравится. Они реагируют эмоционально. Это видно по мимике лица, по позе. 
Андрей Зайцев,ведущий:
Известно, что дети всё позже начинают говорить. А связано ли это с тем, что мы с ними меньше разговариваем?
Нелли Градова,психолог:
Конечно. Сказка, прослушанная на айпаде ребёнком до года — это в тысячу раз меньше, чем сказка, прочитанная мамой. И речь не только о сказках, о любой информации.
Андрей Зайцев,ведущий:
Хорошо. Прошёл год. Начинаются ясли, какие-то занятия. С чего начинать? Что дать, что предложить ребёнку? Ориентироваться ли на его способности?
Нелли Градова,психолог:
Если дети слушают с рождения до года стихи, то в два года они могут читать сказку о царе Салтане наизусть. До шести месяцев они танцуют, рисуют, учат стихи, ходят в музеи. В музеи можно сходить с месяца, с двух.
Андрей Зайцев,ведущий:
А зачем? Что он может понять в Эрмитаже?
Нелли Градова,психолог:
Понять не сможет, он сможет почувствовать. Он чувствует три вещи. Первое — краски, эмоциональное настроение, которое передаётся красками. Второе — дети прекрасно видят архетипические сюжеты. Это мать, это старец, это любовь, это ненависть. Дети с большим удовольствием выбирают картину «Возвращение блудного сына». Они находят что-то близкое к себе, смотрят с интересом. Дети узнают то, что уже знают.
Людмила Ширяева,ведущая:
С маленькими понятно. Но когда ребёнок старше, когда он уже ходит, говорит, что должна делать мама?
Нелли Градова,психолог:
Ребёнок до семи лет очень хорошо понимает эмоции мамы. Это та третья вещь, которую он чувствует в музее. То есть то, что чувствуют родители. Если родителям музей в тягость, то и ребёнок перенимает то же самое настроение. И лучше ребёнку ходить туда с кем-то другим.
Андрей Зайцев,ведущий:
Хорошо. Какие есть кружки, какие занятия?
Нелли Градова,психолог:
Все. 
Андрей Зайцев,ведущий:
Почему все? Куда отдавать ребёнка?
Нелли Градова,психолог:
Во все кружки. Вы не знаете, что ему понравится, а что нет. Вы не можете решать за ребёнка. У него есть какие-то предпочтения. Но пока он не попробовал, своего мнения у него нет. А вдруг это его любимое занятие. 
Андрей Зайцев,ведущий:
Но что это должно быть? Обязательно — спорт? Возраст — четыре, пять, шесть лет. 
Нелли Градова,психолог:
Спорт должен быть обязательно. Потому что это физическое здоровье ребёнка. Это кровоснабжение головного мозга. 
Андрей Зайцев,ведущий:
Сколько дней в неделю?
Нелли Градова,психолог:
Два-три. Гимнастика, плавание, лыжи, коньки, свежий воздух. Два-три дня творческие занятия — одной направленности, два-три дня — другой. Нужно хотя бы раз в неделю сходить в музей. Раз в неделю сходить в парк. Парков у нас много. Есть ботанический сад, есть парки в центре города, есть парки музейные.
Людмила Ширяева,ведущая:
И желательно, чтобы с детьми там были именно родители?
Нелли Градова,психолог:
Конечно. Мнение родителей, их эмоциональное впечатление передаётся ребёнку. А что касается кружков — у ребёнка должно быть право бросить и право вернуться. Он должен попробовать. Пока он не попробовал, он не знает.
Андрей Зайцев,ведущий:
А как поступить, если ребёнку не нравится, но его всей семьёй заставляют?
Нелли Градова,психолог:
Ребёнок должен попробовать объяснить, почему не нравится. Нужно дать ему паузу. Он может вернуться. Через месяц, через год. Это его право — бросить. Когда ребёнок выполняет такой социальный заказ родителей, он может пойти в кружок, или поступит туда, куда его отправили, в тридцать-сорок лет он изменит свою профессию. И на что он потратил первые сорок лет жизни? Он хотел заниматься другим. Дайте ему такую возможность. Ребёнок к 16 годам должен понимать, что он хочет делать дальше и нести за это ответственность. Он должен видеть цель.
Андрей Зайцев,ведущий:
Но без условного «кнута» тоже ничего не добьёшься.
Нелли Градова,психолог:
К семи годам ребёнок начинает контролировать себя сам при помощи родителей. Вы не можете с ним ходить за руку всю жизнь. С семи лет уже есть занятия во дворце творчества юных. Там есть оранжереи, зоопарк, биологические кружки, изучение морского дна, грибков. Есть факультативы, которые ведут потом на медицинский. Есть компьютерные классы. Ребёнок должен попробовать. Он почувствует.
Анна,телезрительница:
Дочке 12 лет, в шестом классе. Сейчас у нас театральная студия в доме культуры. Она очень хочет, сама записалась. Сказали четыре раза в неделю туда ходить. А у нас ещё дополнительные в школе занятия. День — история города, день — английский, день — хор. Может быть от чего-то отказаться в пользу кружка? Ей это нравится, у неё есть задатки.
Нелли Градова,психолог:
Девочке 12 лет. Сейчас она вступает во взрослый мир. Ей нужно примерить на себя будущую жизнь. Ей для этого будет нужна театральная студия. Это счастье и для родителей и для ребёнка, что она её нашла. Все те внутренние проблемы, которые не знает ни мама, ни она сама, могут решиться в этой студии. И ей будет проще и легче учиться.
Людмила Ширяева,ведущая:
А вот эти технические моменты не должны быть препятствием. 
Нелли Градова,психолог:
С 10 до 14 лет — это будет большим подспорьем. Ей, с точки зрения терапии, нужно осознать те ситуации, которые с ней происходят. 
Андрей Зайцев,ведущий:
То есть родителям нужно таким образом выстроить расписание, чтобы театральный был.
Нелли Градова,психолог:
Конечно.
Екатерина,телезрительница:
Старшей дочке — четыре года и четыре месяца. Она очень тяжело идёт на какие-либо занятия. И с недавнего времени мы открыли модельное агентство. Она ходит с удовольствием. Стоит ли её отдавать куда-то насильно, если она тяжело адаптируется?
Нелли Градова,психолог:
А чем они там занимаются?
Екатерина,телезрительница:
Там у них и танцы, и гимнастика, и подиумный шаг. Много чего интересного. Это поднимает ей самооценку. Ещё она ходит на плавание и на развивающие занятия без проблем.
Нелли Градова,психолог:
То, что касается подиумного шага и позирования — это как раз не поднятие самооценки, а зависимость от мнения окружающих. Это не совсем правильно. Ребёнок становится эмоционально зависимым от вас, от вашего мнения о ней, а также от будущих оценок в школе.
Людмила Ширяева,ведущая:
А если нахваливать?
Нелли Градова,психолог:
То ребёнок и будет дальше работать за похвалу. Не за знания. Это будет в дальнейшем большая трагедия. И в целом — должно быть содержание, ребёнок должен что-то сам делать. Вот гимнастика и танцы — это хорошо.  Но просто позировать и ходить. 
Людмила Ширяева,ведущая:
А давайте поговорим о том, как играть с ребёнком. Вы принесли целый кукольный театр.
Нелли Градова,психолог:
Перед этим один маленький момент — шахматы. 11% опрошенных сказали, что дети занимаются шахматами. Смотрите — спорт, футбол, хоккей — 30%. Творческие кружки — 25%. А шахматы — 11%. Пожалуй, это единственное интеллектуальное занятие, которые я бы искренне рекомендовала до шести лет. Это творческое и пространственное мышление, необходимое для многих профессий. Пусть и не творческих. А теперь — кукольный театр. Этот набор подготовлен нами совместно с Музеем театрального и музыкального искусства. Исходили мы из того, что родители с детьми обычно общаются по делу. Многие дети делают уроки с родителями по 3-4 часа. Не потому, что уроки даются им так тяжело, а потому что им очень важно время, проведённое с родителями. И они бессознательно затягивают процесс. Потому что родители с детьми уроки делать будут, а играть — нет. И мы придумали формат игры с родителями: кукольный театр. Огромное спасибо музею за изображения прекрасных декораций и костюмов, которые нарисованы нашими художниками. Набор представляет собой папочку-занавес, ряд декораций, которые крепятся к папочке. Например, опера «Садко», «Конёк-горбунок», «Лебединое озеро». Декорации можете нарисовать сами. Дальше мы выбираем спектакль и костюмы из этого спектакля. Бумага тонкая и лёгкая, чтобы она могла держаться на картонных куклах и папке. 
Андрей Зайцев,ведущий:
А в чём состоит игра, образование? И что мы поймём по поведению ребёнка?
Нелли Градова,психолог:
Лучше не понимать, а чувствовать ребёнка. Главное, чтобы было интересно играть. Мы вырезаем куклы из картона, вырезаем костюмы. И на фоне декораций мы разыгрываем спектакль. Мы можем брать любую ситуацию, можем импровизировать. Для нас было важно, что это не просто рисунки хороших художников, но это тот эталон театрального костюма, который сохранили в театральном музее за несколько столетий. Это лучшие образцы костюмов, которые могут быть.
Андрей Зайцев,ведущий:
А если кто-то из родителей скажет: «Мы не смотрели этих опер, что это даёт?»
Нелли Градова,психолог:
Они могут сыграть семью из этих персонажей, мама, папа и ребёнок. Ребёнок может отыграть какую-то ситуацию, которая в отношениях ему сложна.
Андрей Зайцев,ведущий:
Хочется услышать про загруженность. Часто слышишь: дайте ребёнку отдохнуть, погулять, поиграть.
Нелли Градова,психолог:
Мы с вами уже обсуждали. Два-три раза в неделю — спорт. Это игра? Игра. Раз в неделю прогулка в парке с родителями — тоже игра. Если мама или папа тянет ребёнка за руку в парке — это не игра. Это скучно и грустно. Но ребёнок может и устать. Это нормально. Пойдём через неделю. Или поменяем кружок. Самое главное — искренний интерес родителей к ребёнку. Не к тому, что он делает, а к самому ребёнку. Как к человеку.
Андрей Зайцев,ведущий:
В общем — не надо бояться перегрузить ребёнка занятиями.

Оставляйте комментарии на страницах:

Вконтакте:  http://vk.com/topspb_tv
FB: https:// www.facebook.com/topspb.tv

Пишите с хэштегом #topspb_tv и #полезнаяконсультация

Присоединяйтесь к беседе с нашими ведущими с понедельника по пятницу в 10:15 на телеканале «Санкт-Петербург».