Гость студии — Денис Заславский, главный дермато-венеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО, профессор, д.м.н.

Михаил Спичка,ведущий:
Сегодня — медицинский понедельник. Говорить будем о сезонном обострении хронических кожных заболеваний. У нас в гостях Денис Владимирович Заславский, главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО, профессор, д.м.н.
Людмила Ширяева,Людмила Ширяева, ведущая:
Денис Владимирович, хотелось бы начать с общей темы, которая имеет отношение ко всем отраслям медицины в России. К 2019 году Минздрав стандартизирует работу врачей с помощью электронного каталога. Клинические рекомендации закреплены в федеральном законе №323 «Об основах охраны здоровья»; они предлагают врачам конкретные действия при лечении основных заболеваний. Расскажите про это нововведение. Как оно повлияет на жизнь пациентов?
Денис Заславский,главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО:
Здоровье — это вопрос национальной безопасности. Все наши законы должны быть в соответствии с этим. Чтобы заболеваемость не росла, и врачи работали качественно, в законе прописано, врач должен руководствоваться федеральными клиническими рекомендациями. Наука и медицина не стоят на месте. Появляются новые методы лечения, диагностики, профилактики. И всё должно быть прописано в этих рекомендациях. Я принёс наши рекомендации. Это восемьсот страниц. Врач учится шесть лет, а дерматовенеролог — ещё и в ординатуре два года. И он должен знать всё это наизусть.
Михаил Спичка,ведущий:
А будет кто-нибудь контролировать, насколько врачи следуют этим рекомендациям?
Денис Заславский,главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО:
Обязательно. В соответствии с законом №323, лечение осуществляется в соответствии с этими клиническими рекомендациями. Впрочем, это не стопроцентный трафарет. Это матрица клинического мышления. И если появились новые препараты, новые данные по диагностике и профилактике, рекомендации будут обновляться. Приглашаются ведущие специалисты по направлению, создаётся консилиум. И мы принимаем решение, что можно выйти за рамки этих рекомендаций в соответствии с некими новыми данными.
Михаил Спичка,ведущий:
Возникает такой вопрос — если справочник будет доступен и простым людям, не займутся ли они самолечением?
Денис Заславский,главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО:
К сожалению, люди будут всё равно заниматься самолечением. Существует интернет, социальные группы. Но справочник как раз и создан для того, чтобы не было самолечения! Чтобы жулики не давали непонятных советов. Я считаю, что это механизм как раз контроля за качеством диагностики, профилактики и лечения заболевания. К слову, справочники в печатном виде официально не продаются.
Михаил Спичка,ведущий:
Перейдём к основной теме нашей беседы. Осенние обострения хронических кожных и паразитарных заболеваний. Накануне программы, мы провели голосование в официальной группе телеканала Санкт-Петербург Вконтакте. Мы спросили наших подписчиков: «Куда вы обратитесь при возникновении кожного заболевания»? И предложили 4 варианта ответа: «В районный КВД», «В частную клинику», «Буду лечиться самостоятельно» и четвёртый вариант — «Если ничего серьёзного — лечить вообще не буду, само пройдёт». И вот как распределились голоса. Больше половины респондентов — 52% — пойдут лечиться в районный КВД. Частным клиникам доверяет 16% проголосовавших. Около 12% привыкли лечиться самостоятельно. Наконец, чуть меньше 20% мелкие хвори не лечат вообще. Надеются, что само пройдёт.
Людмила Ширяева,ведущая:
Как вам такие результаты?
Денис Заславский,главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО:
Вы знаете, они меня удовлетворили. Больше половины пойдут в КВД. Я уже говорил: здоровье — вопрос национальной безопасности. А у частной структуры психология бизнеса. У врачей — философия врачевания. Надо найти правильный баланс между философией и психологией. И лучше всего это происходит в государственных структурах, где отвечают за качество лечения, где есть контроль в соответствии с федеральными клиническими рекомендациями и создаются базы данных для диспансеризации пациентов. Если человек на диспансерном контроле у специалиста, врач сможет проследить динамику процесса этого пациента.
Елена,телезрительница:
У меня сыпь на лице. Мне нужно ложиться на операцию грыжи, но меня не берут. Говорят, сначала нужно вылечить лицо. Выписывают лекарство, а оно не помогает.
Денис Заславский,главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО:
На лице самая тонкая кожа. Поэтому там чаще всего возникают поражения. Конечно, очень важен возраст, важны сопутствующие заболевания, например, сахарный диабет. У вас есть грыжа. Предполагаю нарушения в ЖКТ. Требуются препараты, улучшающие качество пищеварения. Почему вас не берут на операцию? Видимо, на лице у вас хроническая гнойная инфекция — пиодермия. И любой очаг инфекции на лице при операции на грыже скажется послеоперационными осложнениями уже со стороны этой грыжи. Пусть телезрительница оставить свои контакты, мы этот вопрос разрешим.
Татьяна,телезрительница:
У моего ребёнка – атопический дерматит. Лечение применялось разное: традиционное и нетрадиционное. Но ничего не помогает. Что делать?
Денис Заславский,главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО:
Очень сложный вопрос. Самое загадочное заболевание — это атопический дерматит. У него много синонимов: нейродермит, экссудативно-катаральный диатез, экзема, атопическая экзема. Всё это — звенья одного заболевания, просто в разные возрастные периоды. Жаль, вы не указали возраст вашего ребёнка. Есть младенческая стадия дерматита, от двух лет, а есть от двух до двенадцати — уже детская. И в зависимости от стадии мы лечим по-разному. Просто некоторые лекарственные препараты в какие-то возрастные периоды ещё запрещены. К примеру, топические глюкокортикостероиды — хорошие препараты, но они разрешены с четырёх месяцев. До четырёх такие гормоны лучше на кожу не наносить. Если ребёнок постарше, то любая терапия остроты процессы — это, конечно, гормоны. Пять-семь дней. Есть препараты с мочевиной, есть с керамидами. Они сразу и увлажняют кожу, и снимают симптомы обострения. А вот потом, подострую стадию, мы должны переходить к другим препаратам. Неправильный препарат, даже самый хороший, покроет поверхность плёнкой, а там будет размножаться вторичная микрофлора. Стафилококки, стрептококки. Вообще, есть два правила дерматологии: на влажное — влажное, раздражённое не раздражай. Классическая примочка — это чай, танин, есть кора дуба. Но эти препараты применяются непосредственно по мере надобности. А есть синтетические танины, вы спокойно делаете несколько примочек, острота снижается, и тогда можно уже использовать топические глюкокортикостероиды в виде эмульсии, бальзама, крема. А затем, как сняли обострение, переходим на поддерживающие препараты. И новое направление, препараты-ингибиторы кальци-неврина. Они используются в течение длительного времени. В целом — лучший лекарь атопического дерматита — время. И волшебной палочки не существует. А поскольку атопический дерматит — заболевание многофакторное, то и лечить нужно все звенья патогенеза.
Михаил Спичка,ведущий:
Просто в словах женщины прозвучала какая-то безысходность. Что ни пробовали, ничего не помогает. Терапия ведь должна приносить эффект.
Денис Заславский,главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО:
Любое хроническое заболевание лечится тоже хронически. Мы снимаем обострение, а затем проводим пациента в ремиссию. Потому что считается, девять раз в году возникает обострение атопического дерматита, количество дней — 169 в среднем. Поэтому задача — удлинить этапы вне обострения. Для этого есть ещё и фототерапия. Специальная волна. Это похоже на солярий, но вообще — в солярий ходить не надо. Потому что раздражённое не раздражай. И есть специальные клиники. Например, в нашем педиатрическом университете, такой аппарат есть. К его помощи нужно прибегать два раза в год. Поэтому, если у ребёнка есть обострения, я рекомендую, в первую очередь устранить очаги инфекции в полости рта. Нужно взять мазок задней стенки рото- и носоглотки на золотистый стафилококк. Врачи определят, какой у вас возбудитель, и какой конкретно препарат воздействует на этот возбудитель.
Людмила Ширяева,ведущая:
А что при атопическом дерматите категорически нельзя есть?
Денис Заславский,главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО:
Это очень важный вопрос, потому что иногда мы направляем пациентов к аллергологу для проведения тестов. Если болит кожа, в начале нужно идти к дерматологу. Это логично. Если есть вазомоторный ринит, конъюнктивит, бронхиальная астма, нужно обязательно исключать аллергены. Принимать антигистаминные препараты и проводить десенсибилизацию организма. Но если этого нет, то мы обычно исключаем классические аллергены: яйца, курица, орехи, цитрусовые, арахисовое масло. Но морить голодом детей не надо. Они должны получать необходимые продукты.
Михаил Спичка,ведущий:
Скажите, а психологические факторы могут вызывать обострение кожных заболеваний?
Денис Заславский,главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО:
Однозначно. Самая частая причина обострения, например, атопического дерматита и псориаза (после заболеваний ЖКТ и микрофлоры) — это стресс. Поэтому при необходимости мы направляем пациента к психотерапевту. Это называется психосоматические аспекты в дерматологии, а теперь ещё и в косметологии.
Людмила Ширяева,ведущая:
А что может произойти ещё в жизни взрослых, что повлечёт за собой кожные заболевания?
Денис Заславский,главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО:
Ну, во-первых, взрослые могут выехать на юг. Там сильный загар, переохлаждение. Всё это — стресс для кожи. По сути фотоизлучение — это лучевая болезнь. Только в маленькой стадии. Человек возвращается домой, и у него начинается обострение вирусных заболеваний. Это герпес на губах, опоясывающий лишай в области поясницы, ягодиц. Человек думает, что на юге его заразили, а это просто снизился иммунитет.
Людмила Ширяева,ведущая:
А почему? Мы были на море, мы ели фрукты, плавали, дышали морской водой?
Денис Заславский,главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО:
Солнце — это лучевая болезнь. Во всём должно быть чувство меры. Человек перегрелся или переохладился, например. Или у него был этот вирус в нервных узелках вдоль спины, ганглиях. Он попал в детстве. А потом, когда человек переохладился лет в сорок, или перетрудился со штангой, или принимал гормональные коктейли, у него происходит срыв иммунитета. И вирус по нервным окончаниям бежит в организм. И возникает опоясывающий лишай. Или герпес с сильными болевыми синдромами. Это одно направление, вирусное. Второе направление — разнообразные остроконечные кондиломы. В последнее время их очень много. У взрослых такие папилломы появляются и на коже, и на половых органах. А у детей эти образования называются контагиозными моллюсками. Ребёнок побывал в пионерском лагере, возвращается в школу, начинает общаться со своими друзьями и переносит или приобретает от них этот контагиозный моллюск. Самый частый возраст — четыре-пять лет. Такой вирус — очень заразный. Кроме того, ребёнка не пускают в детский сад и в школу. А эти заболевания очень плохо поддаются лечению. Контагиозный моллюск — это образование с булавочную головку, полушаровидное. Возникает на лице, ушных раковинах, шее, где тонкие участки кожи. Раньше мы делали кюретаж, но он оставляет рубец. Это болезнь, возникает пигментация. Это плохо, особенно на лице. Также мы уничтожали эти дефекты лазером и жидким азотом. Но вскоре появится препарат «Стопмоллюск». Он наносится на образования в течения 2-6 недель, и они будут в начале воспаляться, а потом — мумифицироваться и отваливаться. Кстати, контагиозный моллюск у взрослого человека — это зачастую маркер ВИЧ-инфекции. ВИЧ теперь чаще стал передаваться половым путём и нужно внимательнее смотреть на людей, с которыми ты общаешься. Это одна история. И здесь надо однозначно убирать, особенно если это новообразование на интимной зоне. Само не пройдёт. Будет только хуже. Они вырастают до огромных размеров. А если это дети, то через год моллюски могут сами пройти. Но как ему ходить в детский сад, в школу? Поэтому нужно обратиться к педиатру, дерматологу. Они решат, что делать.
Михаил Спичка,ведущий:
Правда ли, что если у человека есть вирус герпеса, то избавиться от него невозможно?
Денис Заславский,главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО:
Это правда. Однажды попав в организм, вирус герпеса остаётся там навсегда. Лечить можно только обострение. У пациента может быть длительная ремиссия, а рецидив может проявиться. Те, кто утверждает, что герпес можно вылечить — жулики. Есть, конечно, иммунотропные препараты. Они повышают иммунитет. Есть препараты, которые уменьшают репликацию вируса. И так далее. Даже чеснок. Его можно есть или вдыхать.
Анастасия,телезрительница:
Когда ребёнку было полтора года, появились белёсые шелушащиеся пятна. Беспокойства они не причиняли. В год и девять мы пошли к дерматологу, и она поставила диагноз «пищевая аллергия» без всяких анализов, и запретила абсолютно все потенциальные аллергены — глютен, молочные продукцты, яйца, курицу. Мы применяли мази, и пятна прошли. Но через полгода упал гемоглобин, упали обще анализы крови. Мне кажется, такая диета без выявления аллергенов не очень полезна. Как правильно сейчас вводить эти продукты?
Денис Заславский,главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО:
В клинических рекомендациях чётко прописано, какие анализы должен сделать врач для верификации данного конкретного случая. Анастасия, вам нужно обратиться в Педиатрический университет. На Матросова, 22 есть наш КДЦ — консультативно-диагностический центр. Там принимает дерматолог. При необходимости он направит уже в кожное отделение университета. И там уже мы проведём полное обследование. Вообще, то, что вы рассказали, требует серьёзного отношения. Если у вас падают показатели крови. Вообще, шелушение называется десквамацией. Это нормальное явление. Но усиленная десквамация может быть вариантом розового лишая Жибера. Вот эти заболевания часто обостряются как раз в сентябре. Проблема в том, что пациенты начинают сразу мыться с мочалкой. А это категорически запрещено. Есть данные, что это заболевание, возможно, провоцируется вирусом герпеса шестого и седьмого типа. Поэтому, полагаю, это либо был вариант розового лишая Жибера, либо это был вариант себорейного дерматита. Нужно выяснить, как проходило лечение, какие лекарства помогли, было ли что-то найдено в этих чешуйках. Потому что шелушатся ещё заболевания, которые называются микозами. И ещё есть такое заболевание как микроспория. Это стригущий лишай. Это то, что очень часто обостряется в конце лета, в сентябре и октябре.
Михаил Спичка,ведущий:
По поводу мытья кожи. Правда ли, что некоторые специалисты рекомендуют не усердствовать с умыванием лица?
Денис Заславский,главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО:
Ситуация разная. Возьмём к примеру всё тот же атопический дерматит. При атопическом дерматите мыться со щёлочью нельзя. А мыло — это и есть щёлочь. Кожа при атопическом дерматите сухая. Генетически не хватает специального белка филаггрина. Это как сахарный диабет. При сахарном диабете не хватает инсулина. Его нужно постоянно дополнять. Так и здесь. Если кожа сухая, то нужно постоянно её увлажнять. Она генетически не может сама увлажниться. А тут мама начинает мыть ребёнка мылом, снимая лепид с поверхности кожи. И после мытья нам становится ещё хуже. В общем, с мылом мытья нельзя. Есть специальные препараты, клинсеры, синдеты, растворы, где pH 5.5. Например, другое заболевание, акне или угревая сыпь. Акне — гиперфункция сальных желёз. Что делает пациент. Он пытается протереть воспаление спиртом. Что делает железа, когда её пытаются убить? Ещё больше выделяет жира. Поэтому нельзя мыться спиртовыми растворами. Для этого существуют специальные pH 5.5 растворы для очистки кожи: мицеллярная вода, пенки. Кстати, я специально сегодня поднял цифры нашей заболеваемости в Петербурге. И вот — заболевания, например, микроспорией за два года увеличились на 4.7%. А заболевания трихофитией увеличились на 76.1%. Впрочем, абсолютные цифры не столь страшны. Это 65 пациентов. А с микроспорией — 1418. При этом это лишь те, кто пришли в государственную структуру. Ведь почему мы расстраиваемся, когда пациент идёт в частную структуру, особенно если он с паразитарными заболеваниями. Они требуют эпидемиологического режима. В этот очаг заражения мы всегда направляем специальную лабораторию, эпидслужбу. И в этой семье, в этом доме, начинаем проводить дезинфекцию. А частная структура так сделать не может. И, вернувшись в эту квартиру, ребёнок или взрослый получает всю ту же инфекцию. И с этим заболеванием ребёнку запрещено посещать учебные заведения. А передаются эти микроспоры через кошек. Представьте, коляски у поликлиники, идёт дикая кошка. Запрыгивает погреться. Потом туда ложится ребёнок и получает микроспорию. Поэтому коляски нужно закрывать в общественном месте.
Любовь,телезрительница:
Подскажите, какие кожные заболевания можно лечить народными средствами? И помогает ли гомеопатия?
Денис Заславский,главный дерматовенеролог и косметолог Минздрава РФ в СЗФО:
Сложный вопрос. У нас есть три точки опоры: дерматология, венерология и косметология. Когда специальность на трёх точках опоры, она очень устойчивая. А вот в гомеопатии нет трёх точек опоры. И на мой взгляд, гомеопатия, конечно, вопрос очень дискуссионный. И если есть доказательная база, есть данные метаанализа. Вот здесь, в рекомендациях, есть буквы «A, B, C, D». Буква А означает, что этот препарат, лечение, профилактика, прошло исследования по всему миру, рандомизированные, двойные, слепые, плацебо-контроллируемые. А есть уровень D. Это мнение эксперта. Вот к этому уровню я и отнёс бы гомеопатию. И относился бы к ней очень деликатно. Особенно с точки зрения венерических болезней. Там гомеопатия ничему не поможет. А что касается средств народных, то это всё правильно. Потому что я уже сегодня говорил о танине, о коре дуба. Танины — это народное средство.

Оставляйте комментарии на страницах:

Вконтакте:  http://vk.com/topspb_tv
FB: https:// www.facebook.com/topspb.tv

Пишите с хэштегом #topspb_tv и #полезнаяконсультация

Присоединяйтесь к беседе с нашими ведущими с понедельника по пятницу в 10:15 на телеканале «Санкт-Петербург».