Екатерингоф

  • Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
  • Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
  • Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин

Здесь многое было впервые: первый общедоступный парк, который могли посещать представители всех сословий, первый в России музей-дворец Петра Великого, первый в Европе цепной мост, первые общегородские майские гуляния. Всё это и многое другое связано с этим историческим местом, получившим название Екатерингоф. 

«Место сие, прежде столь уединённое и мало украшенное искусством, превратилось ныне, как бы некоторым очарованием, в прекрасные сады и гульбища», ― так писали в 1824 году петербургские газеты о Екатерингофе.

Конечно, сегодня здесь уже не то «очарование», не те «прекрасные сады и гульбища», о которых восторженно писала пресса. Но, глядя на старинные литографии и гравюры, можно себе представить ту роскошь, которой блистал Екатерингоф!

София Азархи,художник:
«Наверное, это была жемчужина среди полей, болот, лесов. Что-то нездешнее, возникшее ни с того ни с сего, как в сказке: идешь-идешь и вдруг — такая загадочная усадьба, поместье — со статуями, с мостиками, с дворцом. Было удивительно».
Владимир Ходанович,кандидат исторических наук:
«Екатерингоф — это место, которое на протяжении многих десятилетий знали все петербуржцы, потому что в Екатерингоф каждый год первого мая съезжался весь Петербург. В романе «Обломов» Штольц предлагает своему ленивому другу поехать именно в Екатерингоф. Уж все перебрал поводы поднять Илью Ильича с кровати, обещал, что 1-го мая весь город будет в Екатерингофе. А среди купцов ходила такая поговорка: «1-го мая да не быть в Екатерингофе ― это как выпить рюмку водки и не закусить». 

Причём 1-ое мая в те времена не имело, разумеется, никакого отношения к революционным маёвкам и ещё позже – ко Дню международной солидарности трудящихся. Это был общегородской Праздник весны, который часто совпадал с православными праздниками.

По одной из версий, история этих мест началась с того, что Пётр I подарил своей супруге Екатерине имение, которое и получило название Екатерингоф ― что означает «двор Екатерины». 
Однако памятный знак говорит о том, что история Екатерингофа связана с первой морской победой Петра Первого над шведами ― 7 мая 1703-го года. 

Алексей Ерофеев,краевед:
«Возможно, победа была одержана не здесь. Возможно, это было в другом месте, ближе к Финскому заливу. Это уже даже не суть важно. Важно, что это действительно было, и соответствующая медаль была Петром по этому поводу выбита. Это знаменательное историческое событие, которое особым знаком отмечено». 

После смерти Петра, как писал историограф Петербурга Иоганн Готлиб Геóрги, дворец и сады остались «без малейшего присмотра и совсем опали»…

Тем не менее золотой век Екатерингофа был впереди.

Владимир Ходанович,кандидат исторических наук:
«Золотым веком Екатерингофа был век XIX: в 1824 году он открылся обновленный. И здесь появились деревянные сооружения, которых не было в других парках. Их автором был Огюст Монферран. Парк был возрожден Иоганном Бушем-младшим, придворным садовником. А ведал всем этим Комитет об устроении Екатерингофа; возглавлял его граф Милорадович, военный генерал-губернатор».

И парк обрёл новую жизнь: нарядные павильоны, катальные горки, беседки, цветники, пруды, кофейни, ресторации, дорожки для конных прогулок… Но особым успехом у горожан пользовался вокзал ― в те времена не имеющий, естественно, никакого отношения к железной дороге (ее в России ещё не было): это было увеселительное заведение, где устраивались музыкальные вечера и балы ― для развлечения почтенной публики. 

Однако времена менялись, и не все они были благосклонны к парку: в конце XIX века земли Екатерингофа стали продавать под участки ― и один за другим здесь стали появляться заводы, фабрики, мастерские ― и, в частности, на улице Лифляндской, разделяющей сегодня Екатерингофский парк на старый и новый.

Алексей Ерофеев,краевед:
«Парк сейчас делится на две части: на «петровскую» часть и на «пейзажную». «Новая» часть возникла уже при Милорадовиче, военном генерал-губернаторе. А «старую» в 80-е — 90-е годы именовали дикой частью Екатерингофа: все здесь было совершенно заброшено». 
София Азархи,художник:
«Тот парк мне нравиться даже больше, чем этот, потому что там есть такая удивительная романтическая запущенность, и можно что-то особенное увидеть то: какие-то мостики, пригорки. Там больше осталось прошлого, на мой взгляд. Когда рядом появился «рабочий район» парк начал приходить в запустение. Может быть, здесь в этом есть своя прелесть, если увидеть эту старину, полюбить руины и воспоминания».

А воспоминаний много, особенно у тех, кто родом ― в полном смысле слова ― из Екатерингофа: дело в том, что внутри парка долгое время существовала жилая улица, на которой стояли дома и дачи, и называлась она ― Мóлвинская.

Владимир Ходанович,кандидат исторических наук:
«Происхождение этого слова связано с Я. Н. Молво. В свое время он был избран городским головой и являлся первым в истории города председателем биржевого комитета. Его дачный участок граничил с Екатерингофом. И на этом участке, помимо главного здания и хозяйственных построек, были еще 3 завода: сахарный, водочный и гончарный».

Кстати, марка сахара «Молвó» была знаменита ― и в обиходе так и говорили: «попьём чайку с Молвó!». 
Пили чаёк с Молвó, естественно, и на Молвинской улице, которая для кого-то была родной.

Светлана Година,инженер, житель блокадного Ленинграда:
«Екатерингоф для меня — какой-то миф. С раннего детства я жила с этим понятием, потому что мама всегда вспоминала о нем. Это была лучшая часть жизни моих предков. Все началось с прабабушки, урожденной Корчагиной; она вышла замуж за немецкого подданного, мастера, инженера Генриха Неденмеера. И вот здесь они, в доме № 12 на Молвинской улице, основались и жили. У него была своя меднолитейная мастерская. Парк был, действительно, центром Петербурга. Все эти гуляния!.. Люди, которые здесь жили, очень любили это место. Они его как бы одухотворяли. Потом началась война, дядя мой ушел в ополчение. Все дома разобрали на дрова. И семья отсюда уехала». 

После войны Молвинская улица была упразднена. Теперь на её месте идёт аллея. Остались лишь воспоминания и очарование прошлого… Но имя Якова Молво не исчезло ― о нём напоминают и Молвинский мост, и Молвинская колонна, которую многие склонны считать ― за её внешний вид ― прототипом Александровской колонны. И правда, похожа. Однако документов, подтверждающих эту версию, нет.

Это живописное место по-прежнему называют Сад Молво, хотя от прежней усадьбы хозяина здесь ничего не осталось, кроме пруда и вековых деревьев. 

Сад выходит на улицу Калинина, названную так в честь «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина, жившего здесь. А когда-то на месте этой улицы было поселение, именовавшееся по-разному ― Волынкиной деревней, в том числе. Сегодня здесь находятся промышленные предприятия и жилые дома ― необычные, хранящие аромат и приметы своего времени.

София Азархи,художник:
«Будет очень жалко, если вот эти рабочие жилища и заводские строения, эту промзону, застроят высотными домами. Я думаю, обаяние пропадет напрочь». 
Владимир Ходанович,кандидат исторических наук:
«Часть производственных зданий, которые сохранились до сих пор и продолжают свое функционирование — это фабрика «Равенство», бывшая Екатерингофская бумагопрядильня, это комбинат «Советская звезда», бывшая Чернореченская бумагопрядильня».

И конечно, все заводы и фабрики (а их когда-то было множество) теснились ближе к воде, окружающей остров: к Бумажному каналу, к рекам Таракановке и Екатерингофке, на которой удивительно живописно смотрится островок, подаренный императрицей Елизаветой купцу Терентию Резвóму, и носящий и поныне его имя ― остров Рéзвый». 

Традиция отмечать всем миром в Екатерингофе 1-ое мая как День весны к концу XIX века уходит в историю. Появились и другие парки, а здесь, в Екатерингофе, по праздникам и, в частности, 1-го мая, собираются рабочие с семьями, и эти сборы называют маёвками». 

Алексей Ерофеев,краевед:
«После прихода большевиков к власти екатерингофский парк переименовали в «Парк 1-го мая». И в этом тоже была своя логика, потому что маевки тут действительно проходили. После войны, в 1948 году, парку дали новое название — «Парк имени 30-летия ВЛКСМ» — как раз к 30-летию комсомольской организации. А еще через 8 лет, в 1956, в центре новой части парка установили памятник героям Краснодона, молодогвардейцам. Это авторское повторения памятника, который стоит в Краснодоне».

От советского времени сегодня осталась и эта одинокая эстрада, знавшая, надо думать, и лучшие времена. А когда-то в парке была и вездесущая «Девушка с веслом» ― один из символов советской эпохи. Позже, уже в новейшие времена, «девушка» оказалась без весла ― зато с кавалером…

София Азархи,художник:
«Это было в 2000-е годы. Меня поразило, что на конюшне стояли две демонтированные статуи из серии садово-паркового искусства: «Спортсменка» и «Морячок». Они были как будто бы частью скульптурной группы. Стояли в непринужденной «позе» на уровне пола и выглядели совершенно замечательно. Потом они исчезли».

Многое исчезло ― унесённое временем, пожарами, наводнениями, революциями и войнами… От «золотого века» в Екатерингофском парке осталось немного: Молвинская колонна, мосты и священное для истории место ― проведённые в 2003-м году археологические раскопки показали, что именно здесь находился фундамент Екатерингофского дворца. Однако дальше консервации и саркофага дело так не пошло. 

Есть в парке и оригинальная современная скульптура у завода «Равенство» — она тоже, возможно, войдёт в анналы истории, не говоря уже о краснокирпичных зданиях заводов и фабрик, чей стиль и красоту мы оценили лишь сегодня, живя в эпоху нашествия стекла и бетона.

В 1992-м году старейшему парку ― почти ровеснику Петербурга ― вернули имя, данное при рождении — Екатерингоф.

София Азархи,художник:
«Конечно, очень хорошо, что вернулось название. Ведь его никто иначе и не называл ― Екатерингофка и Екатерингофка».
Владимир Ходанович,кандидат исторических наук:
«Вернулось историческое название, вернулись посетители. Парк стал очень чистым, опрятным, цветочным. По-прежнему катаются на лодках на Большом пруду. Это водная жемчужина Екатерингофского парка. По-прежнему, как и в течение многих десятилетий, дети из детского сада ходят сюда на прогулки». 
Светлана Година,инженер, житель блокадного Ленинграда:
«И ощущение какого-то праздника сохранилось. Здесь очень мило, приятно».
Алексей Ерофеев,краевед:
«Посмотрите какая красота вокруг — золотая осень. Если вы зайдете в пейзажную часть парка, там тоже прекрасно. Эти каналы, немножко заросшие, пускай даже где-то неблагоустроенные, придают парку своеобразную прелесть». 

Да, Петербургу, как известно, идёт эта «романтическая запущенность» ― в ней есть своя подлинность и дух времени, а бремя утраченной красоты золотого века Екатерингофа взяла на себя природа ― всегда возрождающаяся для новой жизни. 


Смотрите программу «Бочарная слобода» на сайте телеканала «Санкт-Петербург».

«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени  вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
 
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины