МАРИАННА ДЬЯКОВА,ведущая:
Сегодня четверг. А это значит, что в эфире совместный проект Государственного Эрмитажа и телеканала «Санкт-Петербург» — Эрмитаж. Говорим и показываем. Сегодня в центре внимания выставка Фотофиксация: фотографии археологических экспедиций Эрмитажа.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий:
Экспозиция открылась 29 апреля на первом этаже Главного штаба.
МАРИАННА ДЬЯКОВА,ведущая:
Фотофиксация для археологов — не праздное занятие, а неотъемлемая часть их работы?
АЛЕКСАНДР БУТЯГИН,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
Конечно, это один из важных элементов археологической фиксации. Мы зарисовываем, записываем и фотографируем то, что мы раскапываем.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий:
Подходы к археологическим раскопкам меняются со временем или они такие же традиционные, как были 50 лет назад?
АЛЕКСАНДР БУТЯГИН,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
В чём-то да, в чём-то нет. На гравюрах XVIII века изображены тачка, лопата, кирка. Это не изменилось, но появились и намного более тонкие элементы в области изучения и фиксирования.
МАРИАННА ДЬЯКОВА,ведущая:
Что конкретно даёт фотофиксация? Находки фотографируются моментально после обнаружения?
АЛЕКСАНДР БУТЯГИН,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
Нужно подрасчистить всё вокруг, чтобы находка была заметна. Аккуратно подмести, реально шваброй и кисточками. Тогда и фотографировать.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий:
Специально для выставки была воссоздана комната древнеримской виллы Ариадны из античного города Стабии, где в 2010-2019 годах работала экспедиция Эрмитажа. Что это за комната?
АЛЕКСАНДР БУТЯГИН,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
Ещё до ковида я водил экспедиции недалеко от Помпеи, там удивительная сохранность стен. Обычно археологи найдут три камушка, и все радуются, восстанавливают первоначальный вид. А там стены сохранились на три-четыре сантиметра. На полу мозаика, её можно просто помыть, и всё готово. Очень впечатляет. Когда я увидел открытый нами участок, то подумал, может его сфотографировать так, чтобы когда-нибудь восстановить. Такую задачу я дал нашему очень хорошему фотографу Анатолию Лаврентьеву. Он неделю методически всё это фотографировал и обрабатывал. Прошло семь лет, и мы восстановили комнату так, как она выглядит. В первую секунду, посмотрев на неё, подумал: Ого, это так, как когда-то было.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий:
Мы сейчас можем повнимательнее посмотреть эту комнату. На связи наш корреспондент Мария Новикова – Охонская.
Мария Новикова – Охонская,корреспондент:

Я нахожусь с одной стороны – в самом сердце нашего города, в Главном штабе рядом с Дворцовой площадью, а с другой — где-то рядом с Неаполитанским заливом, рядом с той самой виллой, созданной ещё до нашей эры. Любоваться ей сегодня здесь мы можем во много благодаря дизайнеру Дарье Гаскевич, которая оформляла эту выставку.

Дарья, с какими задачами вы столкнулись при воссоздании виллы Ариадна?

Дарья Гаскевич,заведующая сектором графического дизайна экспозиционно-оформительского отдела Государственного Эрмитажа:
Мне посчастливилось участвовать в проекте, который существует во многом благодаря нашим археологам, которые открыли и откопали эту виллу. Второй этап – это фотофиксация, которая была проведена прямо непосредственно на этой вилле, были сделаны замеры, всё это было тщательно зафиксировано. И ко мне уже попали фотографии, размеры, после этого был создан проект, и вот таким образом мы пытались создать эту реконструкцию, которую можно увидеть в Третьем дворе Главного штаба.
Мария Новикова – Охонская,корреспондент:
На что обратить внимание, когда гуляешь рядом с такой виллой и заглядываешь в неё?
Дарья Гаскевич,заведующая сектором графического дизайна экспозиционно-оформительского отдела Государственного Эрмитажа:
Мне кажется, очень интересно увидеть росписи, которые были открыты благодаря археологическим раскопкам. Если мы посмотрим вот на такие необработанные куски, это археологические раскопки XVIII века, когда росписи буквально изымались из стен и вывозились. А вот более поздние раскопки, которые начались в середине ХХ века и в 2010 году археологическая экспедиция Эрмитажа начала этим заниматься – то вот здесь мы видим «Торговлю обоями», здесь у нас небольшой Амур и есть ещё две росписи крылатых женщин. Помимо росписей тут можно увидеть ещё и поцарапанные надписи, которые оставили современники этой виллы. А на этой стене у нас есть даже фигурка Гладиатора.
Мария Новикова – Охонская,корреспондент:
Погрузится в эту атмосферу Неполя рубежа тысячелетий можно абсолютно бесплатно, потому что вход на эту выставку свободный.
МАРИАННА ДЬЯКОВА,ведущая:
Мне кажется, будущее за таким экспозиционным решением: воссоздавать какие-то объекты действительно с помощью фотофиксации. А куда ещё в последние годы отправлялись археологические экспедиции из Эрмитажа?
АЛЕКСАНДР БУТЯГИН,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
Этот список велик. В Эрмитаже проводят более 30 экспедиций в год. Задействовано множество регионов России, буквально от Ленинградской области и Северо-Запада, Центральной России до Предкавказья, района Кубани, Сибири, Крыма.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий:
А за рубежом?
АЛЕКСАНДР БУТЯГИН,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
За границей тоже. Традиционно таким местом была Средняя Азия. Иногда продвигаемся и в Европу. Моя экспедиция в окрестности Неаполя была первой. Сейчас в Сербии работает российско-сербская экспедиция. Несколько лет работала экспедиция в Турции. Совсем недавно организовалась экспедиция в Иран.
МИХАИЛ СПИЧКА,ведущий:
Находки, которые делает экспедиция за рубежом, там и остаются?
АЛЕКСАНДР БУТЯГИН,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:
Да, и это относится не только к зарубежным экспедициям. В принципе, большинство Эрмитажных экспедиций и в России тоже оставляет свои находки в регионах. Иногда существует договор, что их можно вывозить и в Эрмитаж, но большая часть регионов хочет держать их при себе. Это мировая практика, против которой мы не то чтобы даже не возражаем, а иногда и способствуем ей. Потому что за счёт этого развиваются художественные центры и связи. А научная информация остаётся Эрмитажу, мы ею активно пользуемся и публикуем.
МАРИАННА ДЬЯКОВА,ведущая:
Будет ли продолжаться цикл таких выставок, когда будут фотофиксации с новых археологических раскопок?
АЛЕКСАНДР БУТЯГИН,куратор выставки, заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа:

Сейчас развивается проект, который называется «Эрмитажная археология. Экспедиции и экспозиции». В его рамках в 20-х числах пройдёт первый археологический фестиваль. Эти выставки его предваряют. Посмотрим, как всё будет развиваться. Даже когда задумывалась эта выставка, некоторые сотрудники Эрмитажа считали, что её не нужно делать, бессмысленная трата средств, будет некрасиво, неинтересно и никому не нужно. Здесь ещё важно подобрать комплекс. Например, в Средней Азии часто раскапывают стены с фресками, это будет здорово. Нужен чётко выбранный объект и правильно поставленная задача.