Наталья Бандурина,корреспондент:
«Правый приток Невы, река Охта. Прежде всего, известна тем, что в ее устье располагался шведский город Ниен — предок Петербурга. В наше время Охта печально известна своей грязной водой. Десятилетиями в нее сбрасывали сточные воды. Теперь все сточные воды напрямую попадают на Северную станцию аэрации благодаря Охтинскому канализационному коллектору. Его строительство и ввод в эксплуатацию — важный, приоритетный для города проект, а экологическая безопасность города находится под особым, губернаторским контролем».

Северная станция аэрации в поселке Ольгино. Одна из крупнейших водопроводных станций Санкт-Петербурга. Обслуживает северные и северо-восточные районы города. В апреле 2010-го станция отметила свое 40-летие. За это время она не раз модернизировалась, летом 2009 отсюда торжественно вывезли последний баллон с хлором. Сейчас для обеззараживания используют безопасный реагент.

Сегодня очистные сооружения в Ольгино перерабатывают до 700 тысяч кубометров сточных вод в сутки. Зона водоотведения станции охватывает правый берег Невы – Приморский, Выборгский, Красногвардейский, Калининский, Петроградский районы, а также часть Центрального района.

Сточные воды по тоннелям поступают в центральный коллектор, мусор оседает на дно. Крупные частицы измельчают и поднимают вместе с водой до уровня тридцати метров, откуда они самотеком направляются на станцию аэрации, на которой применяется многоступенчатая система очистки.

Ольга Рублевская,директор департамента анализа и технологического развития систем водоснабжения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»:
«Первый блок очистки можно объединить, это механическая очистка. Включает в себя решетки, только уже более мелкого прозора – 5 мм. После этого стоки поступают на аэрируемые песколовки. Там у нас стоки освобождаются от минеральной взвеси, песка. Заключительный этап механической очистки – первичные отстойники. Все, что легче воды, всплывает на поверхность, собирается в жиросборники, тоже выводится из системы. После механической очистки стоки поступают на основной этап очистки – биологическая очистка, аэротенки. Здесь вступают в работу еще одни «работники» нашего «Водоканала» – биоценоз активного ила. Простейшие одноклеточные и многоклеточные микроорганизмы. Которые в рамках своей жизнедеятельности поглощают загрязнения из сточной воды. В рамках реконструкции здесь внедрена современная технологическая схема, которая предусматривает организацию в этих аэротенках определенных зон с определенными кислородными режимами, в рамках которых формируется определенный биоценоз, который ориентирован на извлечение из сточной воды самых разных загрязнений. В том числе и биогенов. Биогены – это азот и фосфор. Те загрязняющие вещества, которые при попадании в водный объект вызывают цветение сине-зеленых водорослей. Те самые водоросли, которые поглощают из водного объекта кислород, выделяют токсины, водный объект становится неприемлемым для развития живого организма. И после аэротенков иловая смесь – ил и очищенная вода – поступают на последний этап очистки – вторичный отстойник. Там ил оседает на дно, выводится из системы, а очищенная механически и биологически вода выпускается в Финский залив. По всем этапам очистки ведется лабораторный контроль. Это позволяет нам сразу оперативно вносить изменения в технологический процесс, чтобы стабильно обеспечивать требуемое качество воды. Мы отчитываемся по физико-химическим и микробиологическим показателям. Плюс ко всему нас периодически проверяет независимый контроль, который оценивает эффективность в целом работы всего процесса очистки. Плюс ко всему у нас контролируется водный объект, куда осуществляется выпуск. До выпуска и после выпуска. Для того чтобы четко определять, насколько мы не привносим никаких загрязнений в наш водный объект, а наоборот, способствуем тому, чтобы он очищался».

Чтобы понять, с какой отметки начинается весь процесс, спускаемся на лифте, примерно 20 этажей вниз. Вот те самые супермощные насосы, которые поднимают воду на поверхность, чтобы потом она прошла все этапы очистки. Однако мощности недостаточно, чтобы присоединять к канализационной сети быстрорастущие жилые кварталы северных районов. Именно поэтому станцию решено было реконструировать в два этапа. После чего она сможет обеспечивать с запасом качественную очистку стоков не только Петербурга, но и ближайших новостроек Ленобласти. Плюс, теперь сточные воды по новому Охтинскому канализационному коллектору тоже теперь попадают сюда. Старт работе системы дал лично губернатор.

Охтинский коллектор — один из самых крупных экологических проектов последних лет. Окончания его строительства буквально ждал весь город. И вот завершен первый этап. Ведь именно он, по сути, должен спасти Охту, да и в целом сильно поправить экологическую обстановку в городе. Только вдумайтесь, в 2019 году из ее вод извлекли 4,5 тысячи кубометров различного хлама. В прошлом году — уже 3 тысячи кубометров. К бытовому мусору, в котором повинны нечистоплотные граждане, и водорослям, которые приходится выкашивать, добавим еще и канализационные стоки. А их было 19! 19 открытых стоков каждый день загрязняли воду, которая, к слову, попадала и в Неву, главный источник питьевой воды в городе. А поэтому не стоит говорить о том, насколько важен этот проект для города. Новый городской коллектор — это сложное высокотехнологичное инженерное сооружение.

С начала 2015 года было проложено почти 8 км тоннельных коллекторов, диаметром от 1,5 до 4 метров, и разной глубины заложения — от 6 до 28 метров. Комплекс включает также 20 шахт, штольни, камеры и почти 3 км канализационных сетей. На строительство первого этапа из городского бюджета выделили около 8 млрд. рублей.

Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга:
«Город выделил большие средства, чтобы наш город стал чище. Я когда-то работал прорабом на Северных очистных сооружениях, строил эти очистные сооружения, потом был начальником участка. Я хорошо помню: тогда мы мечтали хотя бы, чтобы было 60% — 70%. Сейчас с гордостью могу сказать, что те решения, которые были заложены в 80-е годы, сегодня осуществляются. И с гордостью хочу сказать, что Санкт-Петербург – один из самых чистых городов в мире. 99,5% – это уровень очистки сточных вод».

В 1974-м Петербург и все страны региона Балтийского моря подписали Хельсинкскую конвенцию. Это означало, что все участники договора должны были соблюдать правила использования внутренних вод, собственной морской среды. Следить за выбросами и очищать сточные воды, которые, к примеру, от нас попадают к нашим финским соседям. Нагляднее всего итоги работы по очистке сточных вот видны на фотоснимке, сделанном из космоса. Кружком обведен Финский залив. С нашей стороны — чистый, по сравнению с Балтийским морем, которое буквально поглотили сине-зеленые водоросли.

Юрий Шевчук,эколог:
«Финский залив сейчас стал по сравнению, допустим, с 90-ми годами значительно чище. Сине-зеленых водорослей стало меньше. Соответственно, для рыбы это лучше. Потому что и рыба, и сине-зеленые водоросли дышат кислородом. Чем больше сине-зеленых водорослей, тем меньше кислорода, тем меньше рыб».

За 40 лет выбросы азота в Балтийское море удалось сократить в 3,5 раза, фосфора — в 22! По словам специалистов, экологическое состояние Финского залива у наших берегов даже лучше, чем у финских. И уже северные соседи, для которых экология — национальная идея, приезжают в Петербург перенимать опыт очистки сточных вод.

За сутки в нашем городе очищают в среднем 2 млн. кубометров сточных вод. Канализационная система включает в себя 9 тысяч км сетей, 271 км тоннельных коллекторов. 213 насосных станций, 11 снегоплавильных пунктов и 18 очистных сооружений.

В это сложно поверить, но в нашем городе до конца 70-х годов прошлого столетия вообще не было никакой очистки сточных вод. А до того, как в городе появилась канализация, горожане пользовались выгребными ямами. Чистить зловонные колодцы было обязанностью домовладельцев. Но те нередко присоединяли ямы к уличным водостокам. В итоге содержимое ночных горшков оказывалось в Неве, откуда весь город брал питьевую воду. Именно это становилось причиной возникающих тогда эпидемий холеры, не говоря уже о различных кишечных расстройствах. Выпить некипяченую воду тогда — сродни с игрой в русскую рулетку. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский именно так погиб от холеры, выпив сырой воды в трактире.

Только в 1978 году на намытом из донного песка острове Белом была пущена в эксплуатацию Центральная станция аэрации городского «Водоканала». Сегодня в нашем городе работают: Южная станция, Северная, а также канализационные очистные сооружения. Это целая сеть подземных тоннелей и коллекторов, которые призваны уберечь город от экологических катастроф и страшных эпидемий.

Андрей Бондарчук,председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению:
«Период до 30-го года – это реализация второго и третьего этапа Охтинского коллектора, в том числе, переключение выпусков набережной Кутузова, строительство канализационного коллектора на Петровском острове. Также ручей Горелый, Безымянный, река Лубья. Это ряд отдельно стоящих объектов, где сохраняется прямой выпуск, но будут реализованы мероприятия по переключению на централизованную систему. Также могу сказать, что есть отдельно стоящие объекты в Адмиралтейском, Красносельском и Приморском районах, которые также включены в эту программу. Будут произведены мероприятия по строительству системы водоотведения и переключения на централизованную систему. Поэтому фактически у нас получается, что в 6-ти районах Санкт-Петербурга есть мероприятия, которые требуют своей реализации к 2030 году для достижения абсолютного показателя по очистке сточных вод».

Ко второму этапу строительства в планах приступить в начале 2023 года. Проекты такого уровня обязательно проходят государственную экспертизу, а поэтому возможно и софинансирование, и включение этого объекта в программы по линии министерства природных ресурсов, строительства и ЖКХ.

Роман Минухин,директор департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды России:
«Нет больше у нас таких проектов, даже на ближайшей перспективе, по организации поверхностного стока, сбора его, отправления на очистки, доведения до нормативного состояния. Все это на лучших доступных технологиях. Всех будем агитировать перенимать этот опыт. Понятно, что он достаточно капиталоемкий. Но неизбежно мы все к этому должны прийти. Опять же, опыт Санкт-Петербурга показывает, что на протяжении более 40 лет занимаются этой проблемой».

Больше, чем кто-либо другой, положительных изменений в районе Охты, конечно, ждали жители Красногвардейского района. Отчаянные рыбаки выходят рыбачить, но это, скорее, исключение. Прибрежная территория не облагорожена, гулять здесь вряд ли кто-то отважится. Но с появлением подземного коллектора ситуация изменится, и в скором времени набережные будут благоустроены, а рыбу можно будет ловить без опасности для здоровья.

Евгений Разумишкин,глава администрации Красногвардейского района:
«Мы сейчас по Охте увидим этот эффект, у нас есть еще Оккервиль, в месте соединения двух рек – оно и сейчас уже видно, что они отличаются по цвету – в дальнейшем это будет еще более контрастно. Понимая, что мы сейчас делаем набережные в этом месте, конечно, стоит задуматься, как преобразить и очистить Оккервиль. Это не только вопрос Санкт-Петербурга, но и Ленинградской области, двух субъектов федерации. Но это вопрос будущего».

К слову, набережная реки Охты в районе нового жилого квартала стала лучшим городским проектом по благоустройству, это значит, что все реально, нужно только действовать сообща.

Евгений Разумишкин,глава администрации Красногвардейского района:
«Почему Охтинский коллектор возник? Потому что было достаточно большое количество стоков промышленных предприятий в реку Охта, и мы не можем говорить ни о какой экологии, когда эти стоки, к сожалению, иногда не очищенные, туда попадают. И я помню, как жители в свое время говорили о пятнах, как цвет менялся. Как только эти стоки попадут в Охтинский коллектор, река заживет совершенно по-другому. И то благоустройство, которое мы делаем, одно дело, если мы сделали благоустройство, выходим на набережную, а река у нас не совсем в приглядном виде, иногда даже непонятного цвета. И другое дело, когда мы видим, что это очищенная река. Это и настроение жителей, и безопасность, и комфорт. Безопасность, комфорт и позитивный настрой – это, конечно, очень важно. Все благоустройство, которое начато, как раз на это и нацелено. Открыть набережную Охты, и чтобы это было безопасно и чисто».

В Петербурге создан специальный экологический совет при губернаторе. Важнейший инструмент для обсуждения вопросов обеспечения экологической безопасности, сохранения природы. Это мощная дискуссионная площадка для специалистов различных областей: общественников, ученых и представителей власти. На этой площадке решаются самые насущные проблемы города.

Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга:
«Чище станет прибрежная зона Финского залива. Полным ходом идет второй этап реконструкции Северной станции аэрации. За последние 2 года в 3,5 раза увеличены объемы работ по очистке водоемов от донных отложений и от мусора. В этом году в адресную программу вошло рекордное число таких объектов. Петербуржцы активно участвуют в экологических акциях, инициируют проекты благоустройства».

На протяжении многих лет больной точкой Петербурга был мусорный полигон «Красный бор». Его передали в федеральную собственность, что на сотни миллионов рублей снизило нагрузку на городской бюджет. В ближайшие 6 лет эта экологическая проблема будет ликвидирована. В настоящее время реализуется комплексная программа подготовки к рекультивации экологически сложных объектов по всей стране. Запускается масштабная инвентаризация. Готовится соответствующий законодательный проект. Полный комплекс работ по проекту выполнять будут поэтапно. Это и создание противофильтрационной завесы вокруг полигона, создание инфраструктуры для обезвреживания (переработки) содержимого открытых карт, все это обеспечит принцип «герметичности замка» территории полигона с полной ликвидацией последствий накопленного вреда окружающей среде.

Виктория Абрамченко,заместитель председателя Правительства России:
«На этом полигоне — опасные химические вещества, которые свозились со всего СССР. Никакой документации, подтверждающей, что на карте №1 такие химические вещества, а на карте №62 – такие, к сожалению, не имеем. Поэтому нужно именно на этом этапе изысканий убедиться, что все, что будет найдено, имеет такую технологию по рекультивации. На этот объект, я думаю, уйдет больше 10 млрд. рублей. Проект будет завершен в этом году».

2021 год в Петербурге объявлен Региональным Годом экологии. Город концентрирует усилия на проектах по охране окружающей среды и водных ресурсов. За последние 10 лет в городе было сделано немало в этом направлении. В 2013-м закрыты 76 прямых выпусков сточных вод, в 2018 году еще 58. В итоге, за период 2014 — 2018 гг. процент очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, поступивших в комбинированную централизованную систему водоотведения, достиг 98,6 %. А в декабре 2019 года были завершены работы по ликвидации прямых выпусков в Петроградском районе, по набережной Карповки, позволившие приблизиться к показателю очистки 99%.

Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга:
«И правительством Санкт-Петербурга 2021 год объявлен годом регионального экологического праздника. Наши все решения в этом году будут направлены максимально на улучшение экологической обстановки в нашем городе».

В федеральную программу включена Смоленка. Со дна подняли 30 тысяч тонн мусора. Чистят все четыре километра русла реки, которую загрязняли с советских времен. После завершения работ глубина водной артерии, которую еще недавно можно было перейти вброд, будет достигать трех метров. Продолжается модернизация уже существующих канализационных коллекторов. Ведь многие из них были построены в середине прошлого века. Реконструкция идет на очистных сооружениях в Металлострое и Колпино.

Наталья Бандурина,корреспондент:
«Уже сегодня Петербург входит в топ-100 городов мира с высоким качеством жизни. Оценивается и уровень экологической обстановки. К 2030-му году в нашем городе все 100% сточных вод будут подвергаться очистке. Создать все условия для безопасного проживания в городе — задача, которая находится под особым, губернаторским контролем».