Впервые в истории Петербурга его жители обязаны носить маски и перчатки в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в том числе в такси. Особый режим действует с 12 мая. Его цель — остановить распространение коронавирусной инфекции. Одна из главных задач властей в это непростое время – сделать так, чтобы средств индивидуальной защиты хватило всем петербуржцам. И этот вопрос находится под особым, губернаторским контролем.

Эпидемии в Петербурге случались и раньше. 1831 год. В городе свирепствует холера. Люди в панике. Распространяются слухи, что опасное заболевание специально завезли иностранные врачи. 22 июня вспыхивает бунт. Толпа громит санитарные повозки, убивает врачей. Остановить беспорядки удается с помощью военных. Николай I, который до этого вместе с семьей пережидал карантин за городом, приезжает в столицу и лично обращается к народу, собравшемуся на Сенной площади. Не миновала наш город и знаменитая «испанка» – эпидемия гриппа. Правда, инфекция, погубившая пол-Европы, Петроград, можно сказать, пощадила. Зимой 1918 – 1919 – 13,5 тысяч заразившихся. Среди погибших от испанского гриппа – военный инженер Леонид Капица, отец знаменитого академика Петра Капицы. 1987 год. Ленинградские врачи сталкиваются с новой угрозой. Именно в нашем городе выявлен первый в СССР больной с диагнозом ВИЧ. Студентка, которая заразилась от туриста.

Из-за коронавируса «масочный режим» введен более чем в 50 странах, среди них: Китай, США, Германия, Чехия, Австрия. В Испании и Франции надевать маски обязаны только пассажиры общественного транспорта. Не носят их в Великобритании и в Швеции. Власти этой страны вообще отказались объявить карантин. Там открыты детские сады, торговые центры и рестораны. Граждан, правда, призвали соблюдать дистанцию и по возможности находиться дома. Эти меры должны спасти экономику и помочь выработать коллективный иммунитет против COVID-19. В петербургском Роспотребнадзоре считают: маска и перчатки — защита от коронавирусной инфекции.

Ирина Чхинджерия,начальник Отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу:
«Основным фактором передачи этой инфекции является воздушная среда. То есть возбудитель выделяется из организма больного человека с капельками носоглоточной слизи при кашле, чихании, просто разговоре. И при вдыхании попадает в организм здорового человека. Маски должны носить как люди страдающие заболеванием, так и здоровые люди. Для того чтобы возбудитель не попадал через верхние дыхательные пути в организм здорового человека».

Новая коронавирусная инфекция имеет длительный инкубационный период: 5 — 7 дней. И в ряде случаев протекает вообще без симптомов. Все это время заболевший человек, сам того не подозревая, может заражать окружающих воздушно-капельным путем. Ношение перчаток и масок в общественных местах — в первую очередь забота не о себе, а о других. И большинство петербуржцев это понимает.

У медицинских масок две стороны. Белая выполняет роль воздушного фильтра. Синяя — с антибактериальной пропиткой. Если ты уже болеешь и хочешь защитить других, носить ее нужно белой стороной к себе. Прежде чем надеть маску, руки необходимо вымыть с мылом и обработать спиртосодержащим антисептиком. Верхний край маски должен закрывать нос, а нижний — подбородок. Через два часа маску обязательно меняют на новую. В ней образуется среда, благоприятная для размножения бактерий. Респираторы с клапаном более герметичные. Прослужить они могут до 10 часов.

Дефицита масок сегодня нет. Их продают в аптеках, на кассах супермаркетов, возле метро. Петербургским предприятиям удалось оперативно организовать производство защитных костюмов, медицинских масок и антисептиков.

Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга:
«За первую половину апреля число петербургских производителей выросло с 59-ти до 86-ти. Мы вышли на ежедневное производство 200 тыс. медицинских масок и 224 тыс. литров хлорактивных веществ. В месяц стали изготавливать 195 тыс. комбинезонов, 55 тыс. медицинских халатов и 45 тыс. специальных костюмов».

Эта компания до эпидемии занималась выпуском ортопедического белья. Полтора месяца назад решили расширить линейку товаров. Шьют маски и халаты для врачей Мариинской и Александровской больниц. Поддержку предприятию оказал Комитет по промышленной политике и инновациям.

Раскройкный комплекс вырезает заготовки для 500 пар бахил. Всего за 15 минут. Гораздо больше времени занимает пошив. Его автоматизировать невозможно. В цеху трудятся почти 40 швей.

Галина Голубева,начальник швейного производства:
«Большую ответственность чувствуем. Потому что наши изделия настолько нужны сейчас действительно. Берут из-под рук буквально. Что еще хочется сказать? Конечно, девчонки самоотверженно трудятся, не надо никого уговаривать. Все хорошо, все понимают».

К новым санитарным требованиям тут уже привыкли. Дважды в день помещение проветривают, на каждом столе антисептик для рук. А до работы всем измеряют температуру.

— Сколько халатов может одна швея сделать в день?

Александр Осипов,генеральный директор компании по выпуску ортопедической продукции:
«Хороший вопрос. Общий выпуск нашего предприятия – более 500 халатов в день. Приблизительно столько же мы можем выпустить и комбинезонов. Бахилы попроще, поэтому мы выпускаем их около полутора тысяч в день».

Вместо медицинского оборудования здесь теперь тоже шьют маски. Запустили сразу три линии. Работают днем и ночью, чтобы обеспечить растущий спрос.

Эдуард Дюжев,директор компании по развитию:
«В данный момент, в принципе, все сложности основные преодолены, сейчас происходит процесс пуско-наладки, планируем через неделю его завершить, доукомплектоваться и выйти, скажем так, на запланированные объемы производства. Мы планируем на данных линиях производить по 300 тысяч масок в сутки».

Производством масок и антисептиков сегодня занимаются те, кто никогда этого не делал. Крупнейший в мире планетарий начал выпускать мельтблаун — фильтрующий материал для медицинских масок. В России он никогда не производился.

Евгений Гудов,директор Планетария №1:
«В первую неделю мы вручную шили маски. Персонал планетария осваивал шитье на швейных машинках. Через неделю наши инженеры собрали линию. И мы уже начали делать заготовки для масок с помощью линии».

С началом пандемии привычный бизнес Андрея Шаркова встал. Чтобы не увольнять людей, предприниматель переоборудовал цех: купил швейные машины, материалы, обучил сотрудников. Вместо шоколада теперь делают многоразовые маски из неопрена.

Андрей Шарков,предприниматель:
«Несколько сот масок я подарил. Но мне все-таки надо людей кормить. Медикам я отдаю в ноль. Просто без прибыли. Но коммерческим организациям и отдельным частным клиентам я, конечно, продаю с какой-то прибылью, чтобы просто оплачивать эти квадратные метры, зарплаты, свет, потому что мне скидок никто не сделал».

Не остались в стороне и студенты Политехнического университета. Они разработали и напечатали на 3D-принтере инновационные средства защиты — экраны и респираторы. Пластиковые комплекты получили около 20 медицинских учреждений города, в том числе те, где помогают больным с коронавирусной инфекцией.

Олег Емельянов,главный врач СП б ГБУЗ «Городская Мариинская больница»:
«Часто во время работы можно каким-то образом немножечко сдвинуть маску, немного очки негерметично прилегать. И в данном случае эта вещь будет дополнительно предохранять наших медицинских работников, которые будут работать с тяжелыми больными ».

Те, кому маски и перчатки не по карману, получат по 800 рублей на их покупку. Деньги выделили из резервного фонда города. В общей сложности доплату получат 1 миллион 800 тысяч петербуржцев. Пенсионеры, многодетные семьи и те, кто воспитывает ребенка-инвалида.

Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга:
«Хочу поблагодарить всех, кто соблюдает правила и выходит из дома в защитной маске и перчатках. К концу прошлой недели сознательных горожан было абсолютное большинство. Это очень важно. Первой победой Петербурга над коронавирусом должно стать снижение числа заболевших. Но добьемся мы этого только вместе, объединив усилия властей, врачей и петербуржцев. Призываю всех набраться терпения и объединить усилия. Вместе мы справимся».

Власти города признают: режим самоизоляции стал испытанием для горожан. Но он позволил замедлить темпы распространения инфекции. Ежедневные контакты между петербуржцами сократились почти на три четверти. Благодаря введенным ограничениям город получил так необходимое ему время для того, чтобы переоборудовать госпитали для приема пациентов с COVID-19, а медикам научиться работать в новых условиях.

Мария Марченко,корреспондент:
«Так называемый «масочный» режим в Петербурге введен до 31 мая. И от каждого из нас зависит, будет ли он продлен. Соблюдать самоизоляцию, в общественных местах носить средства индивидуальной защиты — эти простые правила помогут городу быстрее справиться с коронавирусной инфекцией. По сути, карантин научил нас думать не только о себе, но и о других. Маска и перчатки — показатель того, что ты заботишься об окружающих. Это твой вклад в борьбу с COVID-19. Борьбу, которая находится под особым, губернаторским контролем».