Впервые за много лет подлинник партитуры блокадной симфонии Шостаковича можно увидеть в Северной столице.

Из столичного национального Музея музыки, туда передал оригинал нотной записи сам композитор еще при жизни, партитуру привезли на мемориальную выставку в Филармонию. Там сегодня вечером также исполнят седьмую симфонию Шостаковича.

Даже во время репетиции, пока оркестранты еще не надели концертные костюмы, звуки симфонии не могут не вызвать эмоции. В Большом зале филармонии, как и 80 лет назад, звучит самая знаменитая симфония Дмитрия Шостаковича. 

К юбилею первого исполнения в осажденном городе из Москвы в Петербург доставили подлинник партитуры композитора. Дирижер Николай Алексеев еще задолго до этого, как он сам выражается, знакомился с ней в столице. О впечатлениях рассказывает, сдерживая слезы. Его ощущения от звучания схожи с теми, когда он смотрит на медали отца.

Недаром симфонию по праву называют музыкальным символом мужества и героизма Ленинграда. Для осажденного города это был глоток свежего воздуха. Трансляцию по радио слушали не только жители, но и фашисты. Некоторые из них позже признавались, что в тот момент поняли, что проиграют войну. 

Проект «Партитура памяти», приуроченный к 80-летию первого исполнения симфонии в блокадном Ленинграде – это сам концерт, а также научная конференция и выставка в фойе филармонии. Среди экспонатов – семейные реликвии. Например, письма музыканта того самого оркестра под руководством Карла Элиасберга – Жавдета Айдарова – своим детям из блокадного Ленинграда.   

«Конечно, когда он писал эти письма, читаешь их и понимаешь – это для него была страшная обыденность – то, что происходило. И этот эпизод спасения, который сейчас уже многим известен – в тот момент, когда Элиасберг, придя на одну из репетиций, не обнаружил моего деда среди оркестрантов. Ему сказали, что он умер и находится в помещении, куда относили тела покойников. И вот, Элиасберг удостоверился, что нет», – рассказал внук Надим Айдаров.

Голодный обморок удалось вовремя распознать. Сердце еще билось. Дирижер, можно сказать, «воскресил» музыканта, и репетиции продолжились. 

Еще одна выставка, посвященная юбилею первого исполнения седьмой симфонии в Ленинграде – в Музее обороны и блокады, в Соляном переулке.  Экспозиция небольшая, зато аудиовизуальная. Среди главных экспонатов – подлинный микрофон из Дома радио. Возможно, именно в него Дмитрий Шостакович сообщил о том, что закончил 2 части своей новой симфонии.

«Мебель вся с историей также. Один угол у нас посвящен Дмитрию Дмитриевичу, и рассказ о написании симфонии здесь как раз присутствует. Иллюстрируется он мебелью – подлинной, из квартиры Дмитрия Дмитриевича, которая нам предоставлена на выставку Музеем Бессмертного полка России», – рассказала начальница научно-просветительского отдела музея Юлия Буянова.

Посетители попадают в затемненный зал. Время – декабрь 1941 года, начало самого тяжелого периода. По ходу рассказа подсвечиваются островки с экспонатами – знаменитый снимок Шостаковича в каске на крыше консерватории, гобой музыканта оркестра Элиасберга Евсея Шаха и его документы. Все это – часть великой истории подвига и мужества ленинградцев. Истории о том, как музыка спасает и вдохновляет на борьбу. 

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»