Эксперты Северной столицы рассказали, что могут предложить посетителям городских музеев-квартир.

В городе открыло уже более 20 музеев-квартир в стенах, где когда-то трудились писатели, художники и поэты. Образ квартирам стараются придать соответствующий.  Однако бывают и исключения.

В «полутора комнатах Бродского» визуально старая обстановка сохранилась только вот на этих фотографиях. Экскурсия нацелена на фантазию. Из музеев-квартир он – самый молодой в Петербурге. Он открылся всего 2 года назад.  

«К нам попасть в музей можно только по предварительной записи, только в составе экскурсии и у нас сейчас ситуация такая, что примерно на 7-10 дней вперед все экскурсии заполнены полностью, хотя они проходят каждый день по три экскурсии», – рассказала арт-директор музея Анна Маленкова.

Музей Бродского — это еще два просторных зала, и первый этаж, где находятся книжный магазин и кафе. Но главное – собственный вход. Его появление в свое время и решило судьбу заведения. Соседи не хотели публичности. Любители поэта хотели внутрь. На решение всех спорных вопросов ушло 5 лет. И это довольно быстро, говорят в комитете по культуре.  

«Благодаря инициативе и самих жителей, и собственников музея «Полторы комнаты» удалось найти решение. Были освобождены помещения, которые ранее на первом этаже занимали арендаторы. Были проведены работы по согласованию отдельного входа», – рассказал председатель комитета по культуре Федор Болтин.  

Музей-квартира Блока, в свою очередь, 40 лет соседствует с простыми петербуржцами. Как отметила методист по научно-просветительской деятельности музея-квартиры А.А. Блока Анна Горенина, жильцы дома невольно переняли характер самого классика – спокойный, способный наслаждаться видом из окна. 

У каждого из более, чем двух десятков музеев-квартир Петербурга есть уникальная история. Где-то хозяева коммуналки пускали на просмотр туристов, где-то бизнесмен расселил парадную, где-то город просто помнил. Таким камерным заведениям намного сложнее, чем их коллегам покрупнее. Эрмитаж, например, может поменять экспозицию и остаться Эрмитажем, а музей-квартира актеров Самойловых при всем желании никогда не станет музеем-квартирой певца Шаляпина. Волей-неволей необходимо искать новые формы.

«Люди приходят, и у них есть возможность услышать, как звучал этот дом в XIX веке. Можно просто закрыть глаза и почувствовать, что ты находишься в этой атмосфере того, что было здесь 150 лет назад… Люди слышат, как по улице ездят лошади, метет дворник мостовую, как бегает разносчик, что-то предлагает. Как здесь бегают люди, гавкают собаки», – рассказал методист музея актеров Самойловых Ирина Гайдова.

Как подмечают в самих музея-квартирах — это для туриста вдумчивого, понимающего, внимательного. Поэтому такие места редко попадают в пакетные программы к туроператорам. Вообще подобные заведения — это советское наследие. Именно в СССР начали открывать мемориальные пространства, посвященные великим людям.  

Один из самых уникальных музеев-квартир Петербурга расположен далеко не в историческом центре города, а в Курортном районе, на природе. Речь о шалаше Ленина. «Квартирой» называть сооружение из соломы и деревяшек было бы преувеличением, но, тем не менее, это строение. В советское время к нему было настоящее паломничество из пионеров, комсомольцев, просто жителей страны. Сегодня это остается популярным туристическим маршрутом. Несколько десятков тысяч человек ежегодно приезжают, чтобы посмотреть на шалаш.     

Дом Шаляпина и Римского-Корсакова, квартиры Менделеева, Зощенко и Набокова. В городе их больше, чем где-либо в России, и все-таки меньше, чем могло бы быть. В каких-то помещениях до сих пор живут родственники, что-то давно куплено и переделано. Что-то еще будет. Например, так называемый «дом Лермонтова» собираются реставрировать – сейчас он в ведении Мариинского театра, есть инициатива открыть музей-квартиру Елены Образцовой. В списке десятки имен, чье увековечение еще предстоит.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»