В тяжелое военное время ленинградцы не сдавались. Они не только спасали город и пытались выжить. Они дарили новую жизнь. Удивительно, но только в годы блокады на свет появились 95 тысяч маленьких горожан.

Из 15-ти роддомов, которые работали летом 41-го, через год осталось всего 6. Большинство перепрофилировали под госпитали. Всю войну не прекращал работу роддом на улице Петра Лаврова, ныне Фурштатской.

Известный в Петербурге журналист Лев Матвеевич Фролов нашёл бирку роддома случайно, когда разбирал семейный архив. О первых месяцах своей жизни знает мало – родители не любили говорить о войне. Родился в октябре 44-го в роддоме №2 на Фурштатской. Но ему точно известно, что история его появления на свет началась в день Ленинградской Победы. 

«Мама была воспитателем детского сада, а папа, Матвей Фролов – репортером Ленинградского радио. И многие события блокады, прорыв блокады, снятие – всё это он воспевал в своих репортажах. Поэтому, когда 27 января 1944 года блокаду сняли, папа с мамой решили, что пора увеличить количество детей в семье», – отметил житель блокадного Ленинграда Лев Фролов.

Родильный дом на Фурштатской – единственный в городе, который ни на день не останавливал свою работу в годы блокады. Остальные были переоборудованы в госпитали. Даже когда минимальная норма хлеба составляла всего 125 граммов, в роддоме №2 кормили три раза в день. Наталья, которая работает здесь уже почти полвека, нашла архивные отчёты, из которых следует: питание для будущих мам, несмотря на голод, врачи и медсестры старались делать сбалансированным и полезным. 

«На завтрак давалось масло сливочное, сыр, гречневая каша, кофе и чай. В обед – суп гороховый на мясном отваре, отварное мясо с пшенной кашей», – рассказала эксперт по качеству оказания медицинской помощи Наталья Сальникова.

Зачастую дети появлялись на свет под вой сирен и грохот бомбежек. Однажды снаряд попал в здание – рухнула часть крыши и стены, а вот старинное зеркало не разбилось. С тех пор врачи и будущие мамы ручку в виде змеиной головы потирают на удачу. Во время очередного артобстрела родился известный в будущем кардилог Александр Шабров. Он весил всего 1 кг 800 граммов. Чтобы спасти его жизнь, срочно вызвали отца.

«У него взяли кровь и вкололи. Таким образом стимулировали мою имунную систему, чтобы она могла сопротивляться при таком весе. Хотя я родился девятимесячным, но все равно килограмм восемьсот. Считалось, что таким образом стимулировали имунную систему дополнительные белки», – отметил житель блокадного Ленинграда, академик, заслуженный деятель науки РФ, дважды лауреат премии Правительства РФ Александр Шабров.

Во время блокады пик младенческой смертности в Ленинграде почти в два раза превысил довоенный уровень. У женщин рождались недоношенные дети, а у матерей не было молока, чтобы прокормить ребёнка. Дистрофичных, анемичных, раненых детей выхаживали в Педиатрическом институте, ныне университете. Он тоже работал все годы осады. Его врачи сотворили настоящее чудо – придумали, чем кормить малышей. 

Сотрудники учреждения разработали соевую смесь, которая спасла тысячи детских жизней. К слову, по цвету и запаху соевая смесь от смеси на основе цельного молока ничем не отличалась. Разница во вкусе. Многие дети отказывались ее есть. Тогда врачи шли на маленькие хитрости. 

Маленькие пациенты также не любили соевый творог. Поэтому главный педиатр Ленинграда Александр Тур вместе с коллегами разработал 18 рецептов детского питания. Ежедневно на молочной кухне института питались 7-8 тысяч грудных детей.

«И тогда придумали, что нужно этот творог несколько раз пропускать через сито, то есть делать его мелкодисперсным, и потом разбавлять молоком, или добавлять мед, или добавлять соки, которые витаминная станция имела. Чтобы дети питались. Понимаете, чтобы еще учитывали вкус детей», – рассказала заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Педиатрического университета Галина Микиртичан.

За почти 900 дней блокады на свет появилось 95 тысяч детей. Феномен рождённых в Ленинграде пытались изучить многие учёные. Но до конца раскрыть секрет не удалось: ни измождённых матерей, которые рожали без света и под свист снарядов, ни подвига врачей, которые недоедали, но кормили малышей, не разгадали тайну и этих ленинградских детей, которые, несмотря ни на что – выжили. 

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»