Сохранение исторического наследия многие петербуржцы воспринимают как личную ответственность. На практике — это восстановление своих парадных, реставрация уцелевших элементов декора в дореволюционных домах, скрупулёзное воссоздание других исторических деталей. Примеры такого неравнодушия не единичны.

Суворовский, 47, доходный дом Романова, ему 120 лет. Не памятник, но именно такие здания излучают то самое неповторимое обаяние исторического центра Северной столицы. Правда, и оно с годами меркнет под слоями типовой краски, варварских ремонтов и просто от долгой жизни в мегаполисе. Сейчас жильцы и волонтёры кропотливо возвращают зданию былую красоту.

Их график работы — частичная занятость, дважды в неделю по два часа. Труд неоплачиваемый, но очень важный. Волонтеры сантиметр за сантиметром снимают краску с камина, который появился в доме № 47 по Суворовскому проспекту еще в начале XX века. Их цель – добраться до терракоты, материала, из которого и сделан камин.  

«Слои краски — это значит, что всё-таки пытались его как-то подновлять. Другой вопрос, насколько профессионально. В целом, в парадных, особенно в советское время, пытались как-то, согласовывая с реставраторами, обновлять. Люди, которые это делали, они не имели должного образования», — рассказала Ирина Нужина, волонтёр фонда «Внимание».

У волонтёров профильного образования реставраторов тоже нет. От того и в руках только мягкая щетка и деревянные палочки. Металлом при работе с пористой глиной, естественно, пользоваться нельзя. Предварительно на поверхность наносят довольно сильный растворитель и только потом пытаются снять наследие прошлых обновлений.

На работу по очистке камина у них уйдет явно не один месяц. Но к такому кропотливому труду им не привыкать. Ремонт в доме на Суворовском начали больше года назад. Тогда коммунальщики пришли освежить интерьеры.

— Штукатурили и красили стены. Вот этот цвет, который вы видите, его мы выбирали все вместе, жителями парадной. Потому что вариант жэковский традиционный — розовый, зелёный, ярких цветов — нас не устраивал.

Краску,  которая устроила всех, жители закупили на свои деньги. И вообще здесь, рассказывает Ольга Юнтунен, добрососедство передается будто из поколения в поколение, поэтому общедомовое имущество не просто формулировка. А пока стены обретали спокойный колер, жители замахнулись на возрождение былого, хоть и скромного исторического обаяния дома.  

Большую реставрацию доходного дома Романова начали с входной группы. За 120 лет эти двери не ремонтировали ни разу. Они, кажется, чудом избежали закрашивания масляной краской и сохранили историческое остекление. Жители захотели вернуть им исторический вид. Возрождение обошлось больше чем в полмиллиона рублей. До ремонта двери находились в удручающем состоянии. В дерево были врезаны кодовый замок и домофон, исторические элементы пришли в негодность, было множество утрат. Сейчас они словно новые. Меньше повезло дверям в соседней парадной. Теперь входные группы будто «до» и «после».   

«Мы начали работы за счет собственных средств, тех денег, которые мы собрали. Стало вполне очевидно, что реставрация полноценная, плюс, это жилая парадная, нам было важно сохранить функционал», — отметила Ольга Юнтунен, житель дома № 47 по Суворовскому проспекту.

Жители смогли собрать лишь треть от потраченных средств, большую часть средств добавили благотворители. Сотрудники фонда «Внимание» восстановили историю дома № 47 по Суворовскому проспекту. Построен он был еще в 1903 году купцом из Ярославской области Григорием Романовым.  

«Это неплохой доходный дом: он не сверхбогатый, но и не очень дешёвый. Находится в красивом, достаточно известном месте. Вообще, про большинство доходных домов мы знаем очень мало, и на момент, когда началась реставрация, в целом не было известно практически ничего. Вместе с жителями мы обратились в архивы, удалось найти чертежи», — рассказала Ника Артемьева, краевед, блогер.

Довести дело до конца жителям удалось только сообща. Сохранение первоначального облика здания — труд кропотливый и затратный.

«Мы предупреждаем, что это очень долгий путь, многолетний. Много лет согласований, документация стоит очень дорого проектная, то есть, заявители должны понимать, что это долго и дорого. И нужно понимать, что, может быть, придется бороться», — сказала Марика Шашко, менеджер проектов фонда «Внимание».

А пока здесь продолжают бороться с краской на камине. Затем еще нужно починить плитку и  восстановить перила. Глядя на тот темп, что взяли местные жители, кажется, что совсем скоро парадная будет выглядеть так же, как выглядела при жизни владельца доходного дома.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»