Очень скоро в суде будут рассматривать «семейное» уголовное дело. Его фигуранты — родители трёх несовершеннолетних детей. Их обвиняют в неисполнении обязанностей по воспитанию. За этой формулировкой — истязания, побои, наказание голодом и много чего ещё. Эта неблагополучная семья несколько лет стояла на контроле органов опеки, но о том, что там творится, стало известно случайно только в мае прошлого года, когда горожане обратили внимание на одиноко сидящую в кафе семилетнюю девочку и вызвали полицию.

— Часто бьют?
— Да.
— А как они бьют? Рукой или чем-то еще?
— Ремнем или палкой, или рукой.
— По какому место они тебя бьют?
— По попе.
— А по голове или по рукам?
— Нет.

Это фрагмент беседы следователя с семилетней девочкой. Её в мокрой одежде и шапке не по размеру, обнаружили сотрудники точки общепита в своем заведении. Она провела там несколько часов. На кадрах с камеры наблюдения видно, что она зашла туда в сопровождении детей постарше. Позже выяснится — это ее брат с своими друзьями. Затем ее там забывают, а дальше — не ищут. Зато находят ребенка органы опеки, полиция и скорая. Медики и фиксируют побои.  

«Также они применяли насилие ремнем, мокрым бельем били, палками какими-то деревянными. Подзатыльники, пинки — это даже уже как бы.. Дети воспринимали это как данность, то есть, так и должно быть. Такая семья», — пояснил Матвей Саулов, старший следователь первого управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу.

К слову, не худшая семья в Невском районе, добавляет следователь. Тем не менее, на контроле органов опеки семья находится уже 6 лет. При этом ни мать, ни отец не считали происходящее чем-то из ряда вон выходящим.

— Он что-то ломает, она начинает ломать. Куклам головы-руки по отрывает, то еще что-то там. Раз скажешь, два скажешь, человек не реагирует. Опять же, дашь ей по мягкой точке ладонью раз, два, три. Ну, бывает по плечу толкну ее.      

Подобные истории шокируют не только методами воспитания подрастающего поколения, но и своим количеством. Минимум раз в полгода, а то и чаще пресса сообщает об очередном факте избиения несовершеннолетних. Как под копирку и вялые оправдания горе-родителей. 

В ноябре прошлого года Василеостровский суд отправил под стражу Тамару Колмуратову и ее сожителя Александра Пельцера. Согласно материалам дела, он избивал дочку Тамары тапком, пока та ходила за горячительным. Девочка получила закрытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга, множественные гематомы по всему телу.

За прошлый год в Петербурге решением суда 594 ребенка были изъяты из семей, в этом году уже около 300. Основание, как правило, только одно — угроза жизни несовершеннолетнего. Правда, на скамье подсудимых такие родители оказываются обычно уже после того, как медики зафиксируют результаты их воспитательной деятельности. «Где же органы опеки, почему бездействуют социальные службы?» — самый частый вопрос, который задает обыватель. У правохранителей, например, на это свой ответ: «Ну а что они могут?»  
«Если человек приехал, например, инспектор ОДН, к примеру, ей если просто не открыли дверь, она ее просто поцеловала и уехала. Когда сотрудники Следственного комитета в рамках своих должностных полномочий уже проводят следствие по таким случаям — это уже ненормально. То есть миллион инстанций, которые должны были этого не допустить, возможно не справились со своей работой», — отметил Матвей Саулов.

В городе 111 муниципальных образований. В каждом порядка двух-трёх человек держат на контроле такие семьи. Обходить все хотя бы ежемесячно — просто физически нет времени. Если же хотя бы один сотрудник заболеет или уйдет в отпуск, половина работы на этот период встанет. Заменить его таким же инспектором из соседнего муниципалитета сейчас по закону нельзя. Нужна реформа, уверен депутат Законодательного собрания Александр Ржаненков. Уже год изменения обсуждает специальная рабочая группа.   

«Эти функции должны быть возложены на районные администрации в каждом районе. А там по 5-6-7 муниципальных образований. Но именно в районные администрации. И эти специалисты, которые сегодня работают, должны перейти из муниципальных образований в исполнительные органы власти районные. Таким образом, совсем другая координация будет», — сказал Александр Ржаненков.  

Весь вопрос в обществе, в свою очередь считает Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Анна Митянина. Людей больше не интересует, кто живет в соседних квартирах. Собственный быт поглощает все свободное время, уверена омбудсмен.   

«Полномочий достаточно и законодательная база большая. Вы знаете, мне кажется, что каждый конкретный случай насилия, особенно насилия в семье, опасен тем, что мы очень поздно узнаем информацию. А узнаем мы поздно информацию о происходящем с ребенком, потому что мы перестали общаться», — сказала Анна Митянина.

Поможет ли реформа органов опеки, которую законотворцы планируют начать уже в этом году, станут соседи сознательнее, увидев по телевизору очередной материал про избитых матерью подростков, смогут ли инспекторы ОДН работать с непростыми семьями лучше, если им увеличить полномочия? По крайней мере, одна такая история может закончится благополучно. 

Обоих родителей избитой семилетней девочки отправили под арест. Дело передано в суд и если вина будет доказана, каждому может грозить до семи лет колонии.

Фото: pixabay.com
Видео: телеканал «Санкт-Петербург»