В Петергофе готовятся к летнему сезону. Этот период в музее-заповеднике по особенному очарователен. Вся жизнь там как-будто бы ещё на паузе, в предвкушении, но работа на самом деле уже ведётся огромная. Всё должно быть готово к 23 апреля: и фонтаны, и клумбы, и садовые скульптуры, которые всю зиму спали в специальных коробах.

Скульптуры в Нижнем парке освобождают из коробов. Всю зиму античные боги провели в тепле и темноте. Хотя это копии, суровая петербургская погода губительно сказывается и на искусственном мраморе.  

«Мы находимся на берегу Финского залива. И скульптуры все время испытывают влияние ветра, воды. И по совокупности это такие очень агрессивные факторы, которые приводят к выветриванию поверхности. То есть, облик скульптуры в буквальном смысле этого слова может исчезнуть», — объяснила Александра Поцелуева, хранитель фонда скульптуры ГМЗ «Петергоф».

Под открытым небом в музее-заповеднике «Петергоф» находятся около 600 скульптур. Каждую нужно осмотреть, а после этого провести санитарную обработку, избавить от грязи.

«Здесь есть небольшие трещины в материале, которые со временем начинают немножко жить. Мы смотрим, чтобы они не привели к повреждению статуи. Они довольно спокойные. Статуя установлена на пьедестале XVIII века. Здесь есть реставрационные вставки, мастикованные участки. Вот мы смотрим, чтобы все это было плотно, чтобы сюда не заливалась вода», — рассказала Александра Поцелуева.

В Монплезирском садике тоже кипит работа. Специалисты занимаются аэрацией — прокалывают верхний слой газона, чтобы растения дышали, вычесывают старый мох и траву. Зима в этом году как никогда затянулась. На клумбах приходится рыхлить снег.  

«Луковицы у нас уже выросли тюльпана. Мы подрыхляем верхний слой, чтобы не образовывался наст, чтобы растениям поступал кислород. Дальше мы рыхлим верхний слой почвы, поправляем луковицы, потому что под воздействием температуры они, бывает, выскакивают. Мы их ставим на место», — рассказала Ирина Бутовская, начальник участка сектора Нижнего парка отдела музейных парков ГМЗ «Петергоф».

Пристальное внимание уделяют туям. Они должны быть строго пирамидальной формы. Опытные садовники обрезают ветви на глаз, но с ювелирной точностью.

Постепенно после зимней спячки просыпаются фонтаны. У знаменитого Самсона пока включают только пьедестал. Чтобы поток забил из пасти льва, воды в накопителях пока недостаточно.  

«Самые проблемные фонтаны — это те, у которых насадки маленькие и подводящие трубы. Это фонтаны, которые могут легче всего замерзнуть, будет повреждение и разгерметизация трубы. И такой ремонт делают весной. Это фонтан «Лягушка» на нижней террасе. Именно его трубка одна из самых маленьких на каскаде, и чаще всего возникает засор или повреждение», — рассказал Александр Корсаков, мастер фонтанного дела.

Вода в фонтаны, как и несколько веков назад, идет с Ропшинских высот. Фильтры не всегда справляются с мусором. Специалисты чистят насадки от листвы, веточек, желудей, попадаются даже мальки рыб. В целом, как отмечаю мастера, все сооружения готовы к летней работе. За зиму провели все необходимые ремонты. Осталось настроить высоту струй и угол наклона.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»