Как узнать, по-соседству или вовсе, в одной квартире живет адекватный человек? Возможно ли, если не узнать насколько нормален тот, кто рядом, то хотя бы попытаться распознать признаки помешательства? Некоторые совсем недавние петербургские истории в подборке телеканала «Санкт-Петербург».

Жуткая история, которая ровно год назад произошла в элитном доме на Приморском проспекте, потрясла петербуржцев. Тогда на балконе одной из квартир обнаружили  тело пятилетнего мальчика со страшными ожогами от кипятка. Причиной смерти малыша стал болевой шок.

Следователям 33-летняя Динара рассказывала о голосах в своей голове и бесах, которые вселились в ее сына. По закону за убийство ребенка, а тем более таким зверским способом, грозит до 20 лет лишения свободы, если на скамье подсудимых женщина. Только не на этот раз. 

На днях уголовное дело направят в суд. Установлено, что женщина совершила убийство в состоянии невменяемости. Психическим расстройством она страдает и в настоящее время. Следствию ничего не остается, как просить Фемиду отправить детоубийцу на принудительное лечение. 

У изгонявших бесов женщины выявили очень редкое расстройство. Из-за него даже в СИЗО содержать не смогли и увезли в специальную психбольницу в Казани. Эксперты категоричны – женщина крайне опасна и для себя, и для окружающих. Соседи же Динары ничего угрожающего в ее поведении не замечали. Разве что накануне вечером слышали подозрительный шум.

«Они ругались, что-то выясняли, было очень шумно», – вспомнили соседи. 

Похоже, родственников тоже ничего не настораживало. Иначе как можно объяснить, что ребенка оставляли с матерью, которую сочли опасной даже для матерых сокамерниц? 


Еще одной даме грозило до 12 лет лишения свободы. В августе 2020 года вместе с двумя знакомыми она едва не убила мужа отверткой и молотком для отбивки мяса. 

В суде после задержания ее больше волновала не перспектива оказаться в тюрьме, а то, как она выглядит перед телекамерой.

Незадолго до  рокового дня Сергей сообщил друзьям, что решил развестись и написать заявление в полицию на жену, которая бросалась на него с ножом. В квартиру на Белы Куна приехал, чтобы забрать свои вещи. Но Ирину появление бывшего вновь вывело из себя. 

«Она бегала в 12 часов за ним с ножом, кричала "Хочу убить тебя! Я тебя все равно убью!". Она два раза была в психушке», – вспоминают соседи.

Из комы Сергей вышел только через полмесяца. Написал друзьям о том, как рад, что остался жив. Уже спустя неделю мужчина оказался в морге.

Друзья Ирины, которые участвовали в расправе, получили от полутора до двух лет колонии. Сама она тюрьмы избежала. На днях суд отправил женщину на принудительное лечение в психбольницу закрытого типа.

Близкие не всегда могут разглядеть в появившейся у человека раздражительности или резких сменах настроения симптомы душевного расстройства. И уж тем более не думают, что родной человек может стать для них угрозой.

«Конечно, у людей с психическими нарушениями наблюдаются достаточно выраженные проблемы с агрессией. В обыденной жизни, вне зависимости от сезона. Но опять же обострение чревато увеличением этих проблем. Увеличением раздражительности, например. Увеличением проблем, связанных с формированием нормальных контактов с другими людьми. Все это вместе может приводить к непониманию, а это непонимание, в свою очередь, увеличивает агрессивные паттерны поведения, и люди хватаются за нож», – пояснил Алексей Пичиков, психиатр, кандидат медицинских наук.


Игоря и Татьяну Шокиных, которые 30 лет прожили в браке, в Комарово считали образцовой парой. Вот только Игорь, который являлся муниципальным депутатом, в последнее время демонстрировал обостренное самолюбие.

«Любая жалоба на Игоря Шокина воспринималась им болезненно, любой пост в соцсети воспринимался им болезненно», – поделился Юрий Куликов, депутат МО «Комарово».

В сентябре 2020 года глава семейства жестоко расправился со второй половиной. Душил, нанес несколько десятков ножевых ранений. После этого выскочил из дома в нижнем белье и прятался в кустах. От полицейских пытался отбиваться черенком от лопаты. Итог был предсказуем – принудительное лечение в психбольнице по решению суда. 


Там же оказался и пенсионер Алексей Ашмарин, который тогда же, в сентябре 2020 года, на Октябрьской набережной убил жену и престарелую тещу, которые не видели ничего странного в появившейся у главы семьи мнительности. А тот однажды решил, что жена и теща хотят его отравить. 

Можно ли предупредить такие трагедии? Вопрос сложный даже для специалистов. Но только они могут подсказать, что делать, если близкий человек становится не похожим на самого себя. 

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»