Сегодня Всемирный день борьбы с туберкулезом. Более 100 лет назад эту страшную болезнь впервые обнаружил немецкий врач Роберт Кох. Сейчас российские врачи констатируют резкое снижение заболеваемости по всей стране. Все благодаря противотуберкулезной службе, аналогов которой нет нигде в мире.

Шок, слезы и стыд – в придачу к страшному диагнозу Светлана едва не заработала нервный срыв. В зону риска она не входит. И если бы не медосмотр на работе, про туберкулез бы долго не узнала. «Вот в том-то и дело, если бы я кашляла или температурила. Нет, я была очень удивлена, но как бы ничего не было», – вспоминает пациентка.

Случай Светланы, говорят врачи, в каком-то смысле уникальный. Туберкулез впору заносить в красную книгу недугов. Число инфицированных в России, и особенно в Петербурге падает каждый год.

«Количество больных туберкулезом в абсолютных значениях снижается очень быстро, если на начало 2021 года таких больных было больше 1,8 тысячи на весь город Санкт-Петербург, то на первое января 2022 года таких больных наблюдается чуть больше 1,5 тысяч пациентов, – отметил главный врач городского противотуберкулезного диспансера, главный внештатный фтизиатр комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Александр Пантелеев.

В зоне риска ВИЧ-инфицированные и наркоманы, в основном – мужчины средних лет. А вот привычные рассадники чахотки перестали быть самыми большими поставщиками зараженных.

Еле заметные пятна на снимке – начало недуга. Если туберкулез запущен, в легких бушует буря из белых разводов. Даже на этой стадии болезнь излечима, но память о себе оставит на всю жизнь.

«При даже любом благоприятном исходе на месте этих выраженных изменений образуется цирроз», – рассказала заведующая рентгеновским отделением Городского противотуберкулезного диспансера Ольга Остроумова.

Ногти и волосы – единственные органы, которые недуг не тронет. Чтобы как можно раньше найти его очаги в теле, томограф делит пациента на слои. Так можно максимально скрупулезно изучить больного. В соседнем кабинете на специальном аппарате ищут туберкулез глаз.

Лечение болезни длится от шести месяцев до нескольких лет. Благодаря современным технологиям в городском противотуберкулезном диспансере за некоторыми подопечными следят на расстоянии.

В день медсестра по видеосвязи обзванивает 35 человек. И зорко наблюдает, как каждый из них в пьет прямом смысле горсти таблеток. Чтобы не оказаться носителем редкой болезни, специалисты советуют регулярно проходить флюорографию.

Репортер: Александр Громов

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»