Музей декоративно-прикладного искусства прямо в квартире – житель блокадного Ленинграда Юрий Батаев больше 30 лет занимается художественной резьбой по красному дереву. Статуэтки, предметы интерьера и большие панно в основном посвящены крестьянской теме.

Куда ни глянь — везде дерево. Шкатулки, статуэтки, светильники и даже панно на всю стену. За 30 лет, благодаря своему увлечению, Юрий Батаев превратил свой дом в настоящий музей, который от всех других, пожалуй, отличается не только пропиской, но и своей самобытностью.

На картинах праздная жизнь русской деревни – с музыкой, играми и танцами. Найти свой авторский стиль и пропорции пенсионеру помогла живопись Филиппа Малявина, который известен своими яркими образами людей из народа. Сам Батаев признается, что работы художника ему приходятся по душе больше многих других. Именно на его работы у мужчины уходит лучшее дерево.

А дерево не простое. Красное, из Африки. Когда-то благородный материал удалось приобрести на одной из мебельных фабрик города. Художественная резьба по красному дереву корнями глубоко уходит в прошлое. Сегодня это ремесло практически исчезло, говорит Юрий Батаев. Он с детства любил мастерить. Его первым инструментом был лобзик, которым 81-летний мастер работает до сих пор. Как он рассказал, его купила мама.

Но по-настоящему в мир резьбы он окунулся, когда вышел на пенсию. Это увлечение, говорит художник, помогло ему преодолеть последствия тяжелого инсульта. С тех пор часы напролет он проводит наедине с ценной породой. А работать с ней гораздо сложнее, она капризна и неподатлива.  

Юрий Михайлович – художник-самоучка. За 30 лет творчества создал более 250 работ. Половина хранится на даче. Его картины и статуэтки не найти на выставках и в сувенирных лавках. Говорит, это всего лишь хобби. Однако, был удивлен, когда Русский музей оценил его труд.  

Отдельное место в творчестве краснодеревщика занимают иконы. На стенах Спас, Богородица и Александр Невский. Супруга мастера Вера Александровна говорит, что эти образы создают особый уют и тепло в доме.

Если жить в музее жена художника готова, то в мастерской — нет. Пилить, строгать и вырезать супругу разрешает в строго отведенном месте у окна. Поэтому пенсионеры ждут, когда же начнется дачный сезон, чтобы мастер смог полностью отдаться творчеству в собственном ангаре.

С творчеством мастера познакомилась корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Светлана Бахчиванжи.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»