Маркетплейсы предлагают в категории «рукоделие» почти полмиллиона различных товаров. И волна этого интереса растет, разогреваемая роликами в ТикТоке и интернет-инструкциями. Продажи бисера выросли с прошлого года в 4 раза, шерсти и спиц для вязания – в 3,5, комплектов для плетения и вышивания – в 2.

За просмотром любимого сериала рождается очередная балаклава с ушками. За день таких головных уборов 18-летняя Вера Кныш может наплести штук пять. Заказов много. И это несмотря на то, что опыт невелик. Головные уборы девушка начала вязать месяца три назад. Именно тогда балаклавы с ушами зайчиков, кошечек, медведей взорвали соцсети.

«Давно хотела балаклаву, в принципе, красивую, и как раз увидела тренд. Все, наверно, видели, где девочка была в балаклаве именно с ушами. Мне показалось это интересным, я узнала, что это за пряжа, и, получается, через дня три я уже начала вязать», — рассказала Вера Кныш. 

Зумеры разрушают стереотипы: до последнего времени вязание считалось развлечением разве что для дам преклонного возраста. Но сейчас в магазинах товаров для рукоделия именно молодые люди и девушки – главные клиенты. Хозяйка небольшого магазина Наталья Калмыкова только успевает выкладывать пряжу на полки – расходится моментально. Пользуется спросом и бисер: плетение колец, браслетов, ожерелий – еще один тренд в соцсетях. Массовое увлечением творчеством заставило предпринимательницу задуматься о том, что пора расширяться и подыскать помещение побольше. Наталья уверена, соцсети продолжат подогревать интерес к рукоделию. И старается угадать, что станет новым хитом.

«Я думаю, что игрушки, мягкие игрушки из долфина, дольче. Ну, и, конечно, будет интерес научиться вязать спицами крючком, потому что сейчас в школах, на допобразованиях обучают вязанию. И наплыв идет и в кружках. Многие идут в кружки целенаправленно, чтобы научиться вязать какие-то вещи», — рассказала Наталья Калмыкова. 

За спицы, крючки и иглы зумеры активно взялись во время пандемии. Кто-то говорит, что молодым людям было просто нечем заняться. Но специалисты утверждают, что это своеобразная реакция на атмосферу тревоги и неопределенности, в которой мы все живем уже два года.

«Если мы что-то сделали своими руками и, что очень важно, мы закончили эту вещь, у нас в руках материальное подтверждение того, что мы можем создавать какую-то ценность. И мы таким образом часто себя и успокаиваем, поддерживаем, это такой способ переключения с тревожащих нас вопросов. Элемент успокоения: мы можем что-то создать, на что-то повлиять и довести это до конца», — считает психолог Любовь Беляева. 

В планах у Веры Кныш расширение ассортимента. Девушка уже готовится к новому сезону: вяжет не только теплые ушастые балаклавы, но и панамы на весну. В творческий мини-бизнес постепенно втягивается вся семья.

За вычетом всех расходов, на одной шапке мастерам-любителям удается заработать порядка тысячи рублей. Многие воспринимают рукоделие как оплачиваемое хобби, нежели полноценный бизнес. Но есть и обратные примеры. Например, пара из Петербурга открыла мастерскую по изготовлению ковров ручной работы. Как шить, узнали из соцсетей. И теперь зарабатывают на любви зумеров к хэндмейду порядка 150 тысяч рублей в месяц. Если брать мировой рынок, в прошлом году выручка от продажи товаров ручной работы составила 680 млрд долларов. В будущем она, скорее всего, будет только расти. По прогнозу маркетингового агентства IMARC, к 2027 году продажи хэндмейда во всем мире преодолеют отметку в 1 трлн 250 млрд долларов.  

Репортаж корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Дмитрия Тарасова.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»