В Петербурге расследуют гибель трех пациентов диагностического центра в Выборгском районе. Все эти люди проходили одно и то же исследование желудка с применением сульфата бария.

По одной из версий – отравление именно этим препаратом могло вызвать смерть. Люди погибли буквально в течение суток после процедуры. Всего пострадавших больше 20, трое – сейчас в реанимации. Глава медцентра арестован.

Шокирующая история. Кажется все, кто хоть раз делал обследование с применением контрастного вещества, знают, что препарат абсолютно безопасен. Впрочем, эксперты называют и исключения из этого правила. Контрафакт, халатность или что-то еще стало причиной трагедии?

Алексей Царев. 42 года. Отец четверых детей. В диагностический центр на улице Сикейроса  пришел утром. После стандартной процедуры обследования желудка ему стало плохо. Мужчину отправили домой.

«Я ему открыла дверь. Я сразу ему сказала, тебя что отравили?» – вспоминает вдова погибшего Александра Царева.

По словам супруги, Алексей накануне ничего не ел – перед обследованием запрещено. Утром в рентген-кабинете выпил сульфат бария. Раствор необходим для процедуры. Домой он вернулся около трех. С каждой минутой Алексею становилось хуже.

«Может полчаса, сорок минут полежал, у него началась рвота. В пять часов приехала скорая. Мужчину госпитализировали. Я позвонила на его телефон. Медсестра сказала, что он очень тяжелый. Что очень много времени прошло», – говорит Александра Царева.

Ночью Алексей скончался. В пятницу вечером стало известно еще о двух умерших пациентах консультативно-диагностического центра №1. А также о том, что еще около двадцати человек получили отравление. В учреждение приехали люди в погонах. Начались обыски. Изъятие документов. Задержания. 

В качестве подозреваемого задержан главный врач городского консультативно-диагностического центра», – заявил старший помощник руководителя управления по взаимодействию со СМИ ГСУ СК РФ по Петербургу Сергей Капитонов.

Задержанный  главный врач центра Евгений Попов накануне ареста дал интервью  телеканалу «Санкт-Петербург».

«Данное исследование выполняется в центре более тридцати лет. С данным контрастом – десять лет. Вчера мы узнали информацию, что пациенты столкнулись с неблагоприятными исходами, предположительно, после проведенного исследования 24 и 25 января», – сказал врач.

Доктора Попова отправили в СИЗО. Следствие установило – «барий сернокислый», который давали пациентам, не включен в реестр лекарственных препаратов. В медицине использован быть не может. Кто еще причастен к заказу не лекарственного препарата для центра еще предстоит выяснить. Контракт был заключен с компанией «Нева Реактив». Пациенты перед рентгеном желудка получали сто пятьдесят граммов разведенного того самого бария.  Выпивали раствор уже в рентген кабинете.  

«Никому здесь у нас плохо не становилось. После процедуры пациент выходит из кабинета и мы его усаживаем напротив сестринского места, где сидит медсестра и медсестра за ним наблюдает. От пятнадцати минут до часу. В зависимости от обстоятельств», – сказал врач-рентгенолог Алексей Микляев.

Вдова Алексея утверждает, что мужу стало плохо сразу после обследования.

«Они его отправили домой полежать. Сказали, езжайте домой полежите. Типа, что такое возможно», – рассказала Александра Царева.

Сейчас использование препарата остановлено.

«В настоящее время мы выясняем перечень медицинских организаций, в которых потенциально данное вещество могло быть использовано», – сообщил председатель комитета по здравоохранению Дмитрий Лисовец.

Для процедуры используют медицинский сульфат бария. Он не растворяется в организме. Выводится  полностью. Токсикологи предполагают, что подобные отравления могут случаться, если использовать иной препарат.

«Здесь причина в том, что в этом веществе, скорее всего, были водорастворимые соли бария. Там симптомный комплекс был достаточно характерный. Во-первых, привязанность к приему этого самого бария. Во-вторых, достаточно быстро развивается клиническая картина начинается она с тошноты рвоты, профузного поноса», – пояснил руководитель отдела клинической токсикологии НИИ СП им. И. И. Джанелидзе Алексей Лодягин.

По официальной информации сульфат бария использовали в клинике с 10 по 26 января. Но накануне в следственном комитете появилось еще одно заявление. Его написала Анна Речинская. Ее мать, семидесятипятилетняя Людмила Речинская, обратилась в консультативно-диагностический центр за месяц до массовых отравлений – 24 декабря.  Женщине также  стало плохо после процедуры. Вечером приехала скорая. Ночью пенсионерка умерла в больнице.  

«Она стала одеваться, ей стало плохо. Она говорит: мне сказали езжайте домой, это не опасно», – рассказала дочь умершей пациентки Анна Речинская.

Уголовное дело возбуждено по статьям «Причинение смерти по неосторожности» и «Оказание небезопасных услуг». У следователей много вопросов. Один из главных – почему еще в декабре, после смерти первой пациентки, не остановили использование препарата. И как допустили, что отправились еще десятки человек.

Репортаж подготовила корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Елена Болдышева.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»