И спустя 2000-лет они выглядят как новые. В Эрмитаже открылась выставка работ одного из самых известных римских стеклоделов - мастера Энниона. Большая часть изящных экспонатов - из коллекции государственного музея.
Еще несколько сосудов представил тель-авивский музей Эрец-Исраэль. Есть и предметы частных коллекций.
Этот кувшин медного цвета когда-то был голубовато-зеленым. Так гласит музейная этикетка. За 20 столетий потемнел, зато уцелел. Под изящной ручкой еле заметное клеймо — делал Эннион. В первом веке свои работы подписывали только выдающиеся мастера.
«У мастера Энниона сохранилось 26 его подписных работ. В Эрмитаже хранится амфора темно-янтарного цвета с клеймом Энниона в центре. И вот эти 4 сосуда из частной коллекции Шломо Мусаева», — рассказала научный сотрудник сектора Древней Греции и Рима отдела античного мира Эрмитажа Ольга Горская.
Эти старинные сосуды родом из римской провинции Сирии, где Эннион осваивал инновационную на тот момент технику выдувания стекла в специальной форм-разъемной матрице. Ее можно было использовать несколько раз. Благодаря этому мастера выходили, выражаясь современным языком, на массовое производство. Встречались и партии с браком. О том, что эти кувшины из одной, говорит смещенный орнамент.
Матрицы изготавливали и в виде голов. У стеклоделов новой эры было хорошее чувство юмора. На сосудах изображали людей с большими носами, большими ушами. Или с лишним весом. Шутили даже, создавая флаконы с ликами богов. Например, пухлые щеки появились у Диониса.
Скол на сосуде — скорее исключение из плавил. Стеклянные изделия первого столетия отличались не только причудливым дизайном, как этот флакон в виде чернослива, но и качеством. Спустя две тысячи лет, найденные в погребальных комплексах, предметы хорошо сохранились.
«Например, Причерноморье часто клали бальзамарии с красивыми длинными горлышками. Это важный элемент обряда. Но если туда положили красивый кувшинчик, стаканчик, то это воля родственников, которые хоронили. Или воля умершего. Он хотел, чтобы это у него было с собой», — отметила Ольга Горская.
Так, в целости остались миниатюрные сосуды для благовоний. И крошечные арибаллы, в которые атлеты наливали оливковое масло, чтобы наносить его на тело и счищать пыль с помощью скребка.
Репортаж корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Натальи Медведевой.
Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»