300 лет назад, в 1721 году, Россию объявили империей, а Петербург – ее столицей. На Троицкой площади сегодня вспоминали Петра Великого.

Здесь он принимал свой титул после окончания Северной войны. В честь этого события с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости прозвучал залп пушки и открылась выставка. 

Вот так, громко и с размахом, как 300 лет назад, сегодня вспоминают заслуги Петра в Петербурге. Культурное и экономическое развитие страны шло тогда рекордными темпами. Буквально одним рывком ей удалось занять лидирующую позицию среди ведущих держав мира.

У императора не было мудрых наставников: он талантливый самоучка. Еще в молодости Петр инкогнито отправился за границу – объездил пол-Европы. Там освоил множество ремесел – научился изготавливать бумагу, часовые механизмы, изучил работу каменщика и садовника. Все это время вынашивал план создания города-крепости, который встанет на пути у шведов.  

«Понимаем, конечно, что главный памятник Петру I – это Петербург, наша Северная столица, и Петропавловская крепопость, где мы сейчас находимся», – рассказал член Президиума Совета Российского исторического общества Константин Могилевский.

Когда 21-летняя Северная война оказалась позади, Россия получила выход в Балтийское море, присоединила территорию Ингрии и часть Карелии. Сенат и Синод попросили Петра принять титул императора. Торжественная церемония прошла здесь – на Троицкой площади.  

«Были выстрелы из Петропавловской крепости, порядка 125 галер вышло в акваторию Невы», – пояснил гендиректор Государственного музея истории Петербурга Владимир Кириллов.

История Российской империи наполнена судьбоносными и значимыми событиями. Петр издал сотни указов, которые коснулись всех сфер жизни. Во-первых, «Образование в массы»: открылась Академия наук, первый музей и публичная библиотека. Петровское время стало переломным и в развитии живописи и архитектуры. Обязаны Петру и особым, петербургским, менталитетом.  

«И любовь к каким-то таким красивым праздникам, большим собраниям, вот этому блеску, вот этому блеску и роскоши», – отметил председатель комитета по культуре Петербурга Константин Сухенко.

Вместо старомодной долгополой одежды – камзолы, галстуки и жабо, чулки и парики. Петр Алексеевич особенно заботился об облике города, в том числе, о символике – учредил геральдическую контору, которая разрабатывала гербы. Им посвятили отдельную выставку в Петропавловской крепости. Среди экспонатов – уникальные находки.

«Вот, например, один из них – это двуглавый орел, который висел скорее всего над аптекой. Это такая часть петербургской улицы, на нее никто не обращал внимания, ни в 19 веке, ни в 20 веке, люди проходили мимо, это было привычно, как вывеска для нас», – объяснила  ученый секретарь музея истории Петербурга, куратор выставки «Двуглавый орел» Ирина Карпенко.

«Окно в Европу» – художественный образ, созданный Александром Сергеевичем, и сегодня для жителей города имеет особое значение.

«Из простой аграрной страны страна превратилась в мощную морскую державу, с которой стала считаться вся Европа», – сказала петербурженка Оксана Ковалева.

«Сделал боевой флот, который все-таки позволил занять одно из господствующих положений в северных морях», – отметил житель города на Неве Андрей Ткачев.

Если Ломоносов восхвалял Петра, то Карамзин называл реформы Петра «блестящей ошибкой». Но знаем ли мы хотя бы одну выдающуюся историческую фигуру, к которой бы относились однозначно?

Репортаж подготовила корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Мария Гончарова.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»