Теперь об архитектурных спорах, которые неожиданно разгорелись на одном из иностранных интернет-ресурсов. В топ обсуждений попала областная многоэтажка — самый длинный дом в 47-м регионе, в Кудрово, что на границе с Петербургом. Иностранцы удивились, зачем в России строят такие лежачие небоскребы? Не дом, а целый мини-город или «трейлерный парк», как в шутку его назвали пользователи сети.

Для современной застройки в мегаполисах такие многоквартирные монстры не в новинку. Это дешевле, чем возводить отдельно стоящие дома, но в итоге ведь самое важное — комфорт тех, кто там живет. И, возможно, обитатели кудровского гиганта вполне счастливы.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Если уж по правде, кудровское «чудо» — далеко не первый человейник, появившийся пусть и не в самом Петербурге, но в непосредственной к нему близости. Еще в 70-х годах прошлого века, уставшие от прямоугольных форм домостроя советские архитекторы, придумали смелый на тот период времени проект комплекса высотных зданий, размещенных как бы зигзагом, за что высотку в народе тут же окрестили «дом-змея». Эта 700-метровая бетонная рептилия и сегодня мирно вьется средь Сосновских озер по улице Пионерстроя.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Николай Щербаков в этом доме живет с самого детства и говорит об этом не без гордости. С соседями уживались мирно, к слабой звукоизоляции относились философски, правда, причудливые формы стен диктовали определенные требования к мебелировке.

«У меня там угол один, в него вообще ничего не воткнуть. Либо на заказ делать шкафы, выпиливать вырезать, потому что мебель под такие углы вообще не придумать. Не делают ее у нас», — рассказывает житель дома.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Даже представители современного цеха архитекторов о «доме-змее» по сей день говорят, как об удачном эксперименте. Чего не не скажешь об эксперименте по адресу улица Областная, дом 1.

«Это, однозначно, ошибка и, к сожалению, не единственная в последнее время. Кстати, Кудрово, поскольку строился в нулевые годы, там ситуация как в более поздних Мурино, Новое Девяткино, где вместо 15-16 начали строить дома по тридцать этажей», — отмечает архитектор Алексей Левчук.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

35 парадных пролетов, 25 этажей в макушке. Здесь есть квартира с номером 3 799. По самым скромным подсчетам, в этом титане проживает 18 тысяч человек.

Ольга Смирнова — одна из первых новоселов кудровского монстра. Говорит, на момент покупки квартиры лучше варианта было просто не придумать. И как раз размер для нее имел не последнее значение.  

«Наш дом — это одна большая коммуна. У нас здесь есть почта, аптека, областная поликлиника взрослая, стоматология, любые услуги и магазины. Можно в любое время что-то распечатать, купить, продать. У нас есть чаты парадных. В них люди обмениваются вещами, что-то просят, продают, выставляют, зимой помогают толкать машины, откапывают. Мы вот такой большой организм. И начиналось все действительно хорошо, когда были консьержи, закрытые ворота и камеры наблюдения. Это предполагался большой дружественный проект, где просто много людей, потому что он такой большой», — поделилась местная жительница.

Но что-то пошло не так. Лично для Ольги точка отсчета — момент, когда некая инициативная группа решила, что домом должно управлять ТСЖ, а не управляющая компания. Исчезли консьержи и видеокамеры, открылись ворота и уголовные дела. А главный плюс, то есть «дом-коммуна», в одночасье стал его главным минусом.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«К сожалению, в связи опять же с большим количеством жильцов, нет возможности им всем вместе собраться и договориться, как управлять домом, какие деньги на это тратить и какие работы выполнять. Поэтому провести общее собрание в таком доме практически невозможно. Этим зачастую пользуются управляющие компании. Вот, например, в нашем случае нам 3 года начисляли электроэнергию на 13 миллионов рублей с целью обогрева домашних животных, которые якобы содержатся на нашем участке для подогрева им пищи и воды. Сейчас этот материал находится во всеволовжском УМВД», — рассказал житель дома Павел Жижин.

«Человейники» — не наш метод, говорят далеко смотрящие архитекторы. Не стоит кивать на многомиллионные Гонконги. У них ситуация с территориями, инфраструктурой и климатом совершенно иная. Мы же должны руководствоваться в первую очередь заботой о внешнем облике лучшего города мира и комфорте, проживающих в нем людей, а для этого не стоит кучковаться так плотно.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Очень сложно в таком сообществе жителей принимать какие-то решения, связанные с будущим этого участка. Вот мы стараемся не проектировать дома, больше 100-200 квартир, потому что считается, что после этих цифр дом становится очень трудно управляемым», — рассказал архитектор Даниил Веретенников.

И что в итоге? Чего же больше в этом общежитии — плюсов или минусов? Для людей, ищущих относительно не дорогое жилье в непосредственной близости к успешному красивому городу, конечно плюсов больше. Ровно до тех пор, пока все участники концессии смотрят в одну сторону и живут общими, а не только личными интересами.

Но, как показывает практика, это большая редкость. Даже в маленьком коллективе нет-нет, да огрызнется человек, который против, а если в коллективе 18 тысяч, даже не сомневайтесь — обязательно найдется тот самый, кто все испортит.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»