Легендарный Дом Зингера останется книжным домом. У городских властей нет планов перепрофилировать это культовое место под другие нужды. На этой неделе Смольный внес ясность во взбудоражившую многих тему. Появились разговоры о том, что книжные полки навсегда покинут  исторические стены.

Сейчас в суде, действительно, пересматривает договор аренды с коммерческим книжным магазином. Это юридическая сторона дела. Фактическая заключается в следующем — на Невский, 28 вернется городской книжный магазин. Так что дух этого места, его особая атмосфера никуда не исчезнут. Потерять все это означало бы нарушить уклад, утратить  важную культурную традицию. Хотя Дом Зингера не всегда был книжным местом силы.

Дом Зингера на Невском — не просто шедевр архитектуры, а место притяжения горожан и туристов. Почитать книгу у окна с видом на Казанский собор, зайти в кафе на втором этаже — для многих это обязательный ритуал во время прогулок по Петербургу.

Здание возвели в 1904 году для штаб-квартиры американской компании «Зингер». Владельцы хотели небоскреб не меньше 11 этажей, но по закону дома в Петербурге не могли быть выше Зимнего дворца. Речь шла только о фасаде.

Архитектор Павел Сюзор нашел выход: надстроил декоративную башню, увенчанную глобусом. Земной шар символизировал намерения компании охватить торговой сетью весь мир.
Здание на Невском было чудом инженерной мысли своего времени. Первый в России металлический каркас, первые в Петербурге атриумы, лифты и даже автоматическая очистка кровли от снега. Архитектор использовал многие технические новинки.

Современников поражало богатство отделки. На фасаде — прекрасные валькирии. Одна держит гарпун — олицетворение тяжелой промышленности и судостроения, другая веретено — символ легкой промышленности. Американский орел появился на куполе во время первой мировой, когда в стране развернулась антигерманская кампания. Владельцы компании даже сдали первый этаж консульству США.

«Он такой нетипичный для петербургского модерна. У нас обычно северный модерн. Дома, похожие на замки. Отсылки к северному романтизму, необработанный гранит, а здесь дом гораздо более изящный, он больше похож на образцы французские, венские», — отметил краевед Дмитрий Витушкин.

После Октябрьской революции в здании разместили книжный магазин, издательства и редакции. Сюда приносил свои переводы главный герой фильма «Осенний Марафон» Андрей Бузыкин.

«Книги продавалась практически по издательской цене. И особенно этот магазин любили школьники, студенты, там было много редкой книги. Конечно, город не должен терять свои культовые места», — подчеркивает историк архитектуры, член президиума Петербургского городского отделения ВООПИК Александр Кречмер.

Между тем, на протяжении нескольких лет город пытается вернуть помещения в Доме Зингера. В 99-м их отдали в аренду сроком на 49 лет. В свою очередь компания передала их в субаренду третьим лицам.

В планах городских властей — объединить несколько флагманских магазинов в одну сеть, которая будет ориентирована на поддержку качественной и прежде всего, петербургской литературы. Сегодня молодым писателям сложно начать издаваться и еще сложнее найти своего читателя.

«Даже если ее не купили, но ты приходишь и твоя книга стоит вместе с классиками или маститыми писателями, это повышает самооценку. Можно написать одну книгу в стол, но вторую писать в стол проблематично. Нужен ответ читателя. Нужно, чтобы он на тебя как-то отреагировал», — сказал  профессор Петербургского государственного университета, писатель Андрей Аствацатуров.

Обновленный магазин как раз и предоставит начинающим авторам возможности для дебюта. Но главное: здание на Невском 28, как и сто лет назад, останется местом встречи книги и ее читателя.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»