Петербург и «Ювентус» связывают не только футбольные матчи, но и персона Энрико Паулуччи. Сто лет назад уроженец Генуи защищал ворота «Юве», а после этого стал известным художником. Работа мастера «Порт Кьяравелла» выставлена в Эрмитаже.

Идея сюжета принадлежит Георгию Кудинову – эксперту программы «Такой футбол», проживающему в Италии. О творчестве художника рассказала научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Наталья Дёмина.

«Все воспоминания, которые были записаны из бесед с Энрико Паулуччи, были записаны любителями футбола, а не любителями искусства. Он говорил: «Неужели я мог подумать, что спустя 70 лет ко мне будут приходить за моими воспоминаниями о футболе, а не о моей живописи. В то время я думал, что живопись остаётся в вечности».

На самом деле, конечно, это художник со своим лицом. Если говорить о его месте в искусстве – это важно. В XX веке были миллионы художников. Энрико Паулуччи – художник со своим лицом, со своей манерой, и со своим миром. Вот, например, эта «марина», в ней много простоты. Можно говорить о поэтическом языке, как о языке сложной поэзии, в русской литературе – это Бродский, а можно говорить о простой поэзии. И это поэзия простоты. Это лирика, но без лирической поэзии сложно жить, она примиряет с какими-то невзгодами. 

Художник обнаруживает поэзию в очень пасмурном дне. Мы видим его любимые цвета – серый и голубой, из которых он соткал этот образ, написанный как бы наивной кистью, без каких-то подробностей.

Он говорил, что его важнейшим недостатком, как футболиста, было то, что он отвлекался. Отвлекался на мысли или отвлекался на публику, которую он рассматривал и воображал, как бы он её написал. 

Он уже был больше художником, по крайней мере, в какие-то мгновения – и говорил, что именно из-за этого, бывало, пропускал мяч. При этом он говорил, что мяч, бывало, ускользал из его рук, но кисть, когда он начал писать – уже никогда. 

Он говорил, что играл в эпоху, когда футбол был аристократичным. Не мог позволить себе футболист кричать на поле. Он должен был играть, следуя правилам благородства и учтивости.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»